Усиление американских санкций, которое обвалило цены на российскую нефть до $40 за баррель и ниже, породило ряд банкротств небольших нефтяных компаний в РФ. Об этом сообщило издание Коммерсант во вторник, 17 февраля.
Так, подать заявление о банкротстве нефтяной группы First Oil бывшего акционера СИБУРа Якова Голдовского планирует госбанк ВТБ. Компания Голдовского, работающая в ХМАО – главной нефтеносной провинции России, – накопила около 6 млрд рублей долга, расплатиться которым не может.
На её балансе есть несколько небольших месторождений с суммарными запасами 14 млн тонн, а добыча составляет 500 тысяч тонн в год. Положение First Oil ухудшилось ещё во время пандемии, рассказал источник. А новые американские санкции, которые заставили нефтяников продавать сырьё со скидками до 30 долларов за баррель, добили бизнес Голдовского. Задолженность перед кредиторами увеличилась и, по словам собеседника, возникли сложности с её обслуживанием.
Как напоминает The Moscow Times, в конце 2025 года под процедуру банкротства попала НК Янгпур, которая представляет в России интересы Белоруснефти и разрабатывает два участка в Ямало-Ненецком автономном округе.
Немного раньше по искам налоговой службы обанкротились Астраханская нефтяная компания и НК Горный, которая владела тремя лицензиями на юге Ненецкого автономного округа. В январе около 7 млрд рублей с владельцев банкрота потребовал Московский кредитный банк.
Положение российских нефтяных компаний ухудшается: экспортная выручка сокращается, особенно у проектов с высокой себестоимостью, констатирует аналитик Freedom Finance Владимир Чернов. По данным Росстата, половина компаний, добывающих нефть и газ, в стране сейчас убыточны: за январь-ноябрь суммарно они отработали в минус на 575 млрд рублей. Те же компании, что остаются в прибыли, сократили её размер более чем вдвое – до 3 трлн рублей за 11 месяцев.
Падение экспортных доходов и высокая ключевая ставка превращаются в «взрывоопасный коктейль» для нефтяников. По данным ЦБ, банки были вынуждены реструктурировать для отрасли 2,7 трлн рублей кредитов. По объёму и доле реструктуризаций – почти 20% – нефтегазовый сектор стал лидером в экономике.
«Добывающая отрасль скатывается в кризис, и последние санкции ускорят этот процесс», – говорит Крейг Кеннеди, бывший вице-президент Bank of America, а ныне эксперт Центра исследований России и Евразии Дэвиса в Гарварде.
При цене барреля около $40 половина месторождений в РФ убыточны, а в плюсе остаются лишь те, что имеют налоговые льготы, рассказывали Reuters источники в отрасли. По их оценкам, на каждом барреле убыточные нефтяные проекты теряют около 5 долларов.