МИД РФ решил опубликовать дипломатическую переписку министра иностранных дел России Сергея Лаврова с главами МИД Франции и ФРГ Жан-Ивом Ле Дрианом и Хайко Маасом, чтобы избежать искажений позиции Москвы относительно «нормандской» встречи министров. Об этом говорится в распространенном в среду сообщении российского дипведомства.
«В последнее время позиция России, ее роль во внутриукраинском урегулировании и подходы к проведению возможной министерской встречи в «нормандском формате» подвергаются искажению. Чтобы предотвратить дальнейшие спекуляции, МИД России решил предать гласности первоисточники и опубликовать дипломатическую переписку Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова с главами внешнеполитических ведомств Германии и Франции Х. Маасом и Ж.-И. Ле Дрианом», — указали на Смоленской площади.
В опубликованном письме к министрам Франции и ФРГ от 16 ноября Лавров предупредил западных коллег о том, что переписка будет предана гласности. «Упомянутая выше переписка между нами, равно как и текст данного письма, будут вывешены на сайте МИД России 17 ноября. Уверен, что вы поймете необходимость такого нестандартного шага, поскольку речь идет о необходимости донести до мирового сообщества правду о том, кто и как выполняет международно-правовые обязательства, взятые на высшем уровне», — указал глава МИД РФ.
«Рассчитываю, что ознакомление широкой общественности с этим первоисточником позволит прояснить истинную роль и намерения России в мирном процессе и будет способствовать формированию политической воли, в том числе в Германии и Франции, в пользу честного урегулирования конфликта на Донбассе на прочной основе минских соглашений — без каких-либо попыток созывать все новые встречи только для того, чтобы с каждым разом идти все дальше на поводу у Киева, взявшего курс на саботаж своих обязательств при покровительстве его западных спонсоров в прямое нарушение резолюции Совета Безопасности ООН 2202», — подчеркнул Лавров.
Содержание писем
29 октября Лавров в письме главам МИД Франции и Германии отметил важность продолжения посреднических усилий сторон в «нормандском формате». Однако он подчеркнул, что возможная министерская встреча «должна быть хорошо подготовлена», включая разработку обстоятельного совместного заявления «с конкретными рекомендациями» Украине и республикам Донбасса как сторонам конфликта. Министр направил своим коллегам российский проект такого документа, после обсуждения которого предлагалось определить место и время переговоров.
В продолжение переписки глава МИД РФ указал, что полученный ответ от французской и немецкой сторон от 4 ноября «разочаровал». Так, он посетовал на заявления Жан-Ива Ле Дриана и Хайко Мааса о том, что в проекте РФ есть положения, которые «наверняка не будут приняты» в нормандском формате, в частности — «организация прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском».
Лавров также подчеркнул, что Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ «абсолютно неудовлетворительно» справляется со своими обязанностями на Украине, а выполнять мандат она может «исключительно через упомянутый диалог». При этом Лавров раскритиковал альтернативный проект заявления, предложенный в ответ на российскую инициативу Францией и Германией в связи с их интерпретацией минских договоренностей.
Комментируя предложенную коллегами дату встречи в Париже, 11 ноября, глава российского дипведомства подчеркнул, что РФ неоднократно объясняла немецким и французским партнерам первоочередное значение содержания любых возможных дискуссий и констатации положения дел с выполнением решений предыдущих саммитов. «Но даже абстрагируясь от вашего стремления подменить существо протокольными мероприятиями ради самих мероприятий, не могу не высказать недоумения по поводу предложенной даты», — указал он. Лавров добавил, что уведомил главу МИД Франции на полях саммита Группы 20 в Риме о невозможности провести встречу в этот день из-за уже согласованной рабочей программы в Москве.