И вот снова, очередное громкое заявление президента Франции Эммануэля Макрона, попало в заголовки газет. «Ничего нельзя исключать», — сказал он на прошлой неделе, отвечая на вопрос о том, могут ли страны НАТО направить войска на помощь Украине.
Макрон любит время от времени бросать «риторические бомбы». Вспомним, как он призвал Запад «не унижать Россию» через три месяца после ее полномасштабного вторжения в Украину, сообщает Politico.
Каждое из этих заявлений вызывало удивление среди лидеров Запада. И все же, в основном, заявления французского президента отвергались как не больше, чем просто показуха — так же, как его поездки в Москву и частые звонки президенту России Владимиру Путину в безрезультатной попытке предупредить, а затем остановить российское вторжение.
Это объясняется тем, что такие попытки были не более чем бесполезными выстрелами, направленными на то, чтобы претендовать на роль лидера — как это часто делали французские президенты. Шарль де Голль, например, сделал на этом карьеру, выведя Францию из-под военного командования НАТО (хорошо зная, что США все равно придется защищать страну, если Европа подвергнется нападению).
Теперь Макрон взял на себя роль «мастера в показухе», как сообщает издание. В прошлом году французский президент посетил Братиславу накануне очередного саммита НАТО, где заявил восточноевропейским чиновникам, что они все это время были правы в отношении Путина, и что теперь Франция возглавит усилия, направленные на то, чтобы Украина стала членом НАТО. Конечно, он делал это, хорошо зная, что и Берлин, и Вашингтон не допустят, чтобы это произошло в ближайшее время.
«Обретать благосклонность, не платя за это цену, похоже, укоренилось в ДНК Макрона. И в этом смысле его последнее заявление — еще один пример того, как французский президент пытается заработать геополитические баллы. Однако на этот раз комментарии Макрона, вместо того, чтобы вызвать ответ, могут свидетельствовать о более серьезных размышлениях», — пишет Politico.
За несколько недель до этого начальник Генерального штаба Франции генерал Тьерри Буркхард направил письмо половине своих коллег по НАТО, изучая возможность создания коалиции желающих взять на себя выполнение определенных задач в Украине — в частности, укомплектование оборонных систем, подготовку вооруженных сил в стране, проведение киберопераций и предоставление помощи в разминировании территорий. И все же, похоже, Париж не прислушивался — или, возможно, даже не считался — с тем, что Макрон публично поднял эту возможность. Таким образом, реакция была быстрой и вполне предсказуемой. Лидеры НАТО публично осудили идею отправки европейских войск или войск Альянса в Украину.
Тогда зачем открывать этот ящик Пандоры? Одной из причин могло быть желание наконец-то отреагировать на растущее давление союзников о предоставлении большей военной помощи Украине. Шольц и другие неоднократно поднимали этот вопрос перед Макроном, и канцлер даже попросил Байдена подтолкнуть его к этому во время встречи в Вашингтоне в начале февраля.
Военная поддержка Украины со стороны Франции действительно довольно незначительна — по крайней мере, по сравнению с Германией. И сам Макрон мало что сделал для того, чтобы развеять представление о том, что его задела критика со стороны Германии.
Но в условиях, когда из-за внутренних разногласий в Конгрессе США вопрос финансирования Украины остается неопределенным, разговоры о том, как лучше помочь Украине серьезны и важны. Поэтому Запад должен рассмотреть все варианты, включая ранее отвергаемые.