Вашингтон намерен вдвое сократить доходы России от продажи нефти и газа до конца этого десятилетия, заявил помощник госсекретаря США по вопросам энергетических ресурсов Джеффри Пайетт, утверждая, что западные санкции против Москвы необходимо сохранять «много лет». Об этом сообщает FT.
Пайетт сказал в интервью Financial Times, что ограничение возможностей главы Кремля Владимира Путина финансировать вторжение в Украину должно гарантировать, что Россия никогда больше не сможет напасть на своих соседей.
Россия продолжает экспортировать большие объемы нефти с начала полномасштабного вторжения в Украину в феврале 2022 года. Однако Международное энергетическое агентство прогнозирует, что экспорт нефти и газа из РФ может упасть как минимум на 40-50% к 2030 году, если западные санкции против российской энергетической отрасли сохранятся.
«Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы это стало реальностью», – пообещал Пайетт.
«Цель этих санкций — изменить поведение России и гарантировать, что у Путина не будет возможности, когда будет достигнут определенный мир, использовать три-четыре года для перевооружения и подготовки себя и своих военных к третьему этапу вторжения в Украину», — добавил он.
В прошлом году США во главе с другими странами G7 ввели ограничение цен на нефть РФ, призванное избежать дестабилизации на рынке, но снизить доходы Кремля. Согласно правилам, не входящие в G7 страны могут продолжать покупать российскую нефть, но должны платить меньше 60 долларов за баррель, если хотят использовать западные корабли или услуги страховщиков. Непосредственный импорт российской нефти в ЕС, США и другие страны G7 в основном остановлен.
Хотя эти меры поначалу привели к резкому падению цен на российскую нефть, Кремль нашел новую сеть трейдеров и судов для обхода ограничений, позволяющей ему продавать нефть покупателям, преимущественно в Индии и Китае, по ценам, превышающим введенный лимит.
Значительная часть этой нефти транспортируется при помощи «теневого флота» в основном устаревших танкеров, что затрудняет контроль за соблюдением санкций. Часть все еще перевозится западными судами, работающими с западным страхованием.
Пайетт сказал, что США ищут «способы сделать этот теневой флот менее эффективным». Отвечая на вопрос, поддержит ли Вашингтон меры, которые заставят западных страховщиков потребовать больше информации от грузоотправителей и проводить более тщательную проверку судов, перевозящих российскую нефть, он ответил, что Штаты будут следить за развитием событий.
Несмотря на устойчивость российского экспорта нефти в прошлом году, Вашингтон утверждает, что ограничения спровоцировали значительные расходы для Кремля, а ужесточение контроля за их соблюдением и новые санкции будут продолжать наносить ущерб российским доходам.
«Мои коллеги в Минфине, которые занимаются этим, очень внимательно изучают вопрос о том, как мы можем обеспечить дальнейшую эффективность этой политики», – сказал Пайетт.
В октябре Вашингтон ввел санкции против двух компаний за нарушение ценового лимита – это первые ограничения, связанные с контролем за соблюдением потолка цен, что заставило аналитиков и трейдеров ожидать шквал новых мер против отдельных компаний и операторов.
В ноябре США также объявили о санкциях против российского проекта по производству сжиженного природного газа, известного как «Арктик СПГ 2» — первый прямой шаг против возможности Москвы экспортировать газ.
Пайетт сказал, что «препятствование будущим доходам России» столь же важно, как удар по ее текущим финансам.
«Это имеет огромные геополитические последствия с точки зрения того, как Кремль может вести себя на международной арене, и способности России использовать свои энергоресурсы как стратегический актив, а также способности Кремля продолжать заниматься реваншизмом против своих соседей», — добавил он.