Видение США в отношении прекращения войны РФ против Украины — простое. Украина отказывается от территории, которая более десяти лет была краеугольным камнем ее обороны против России. Взамен Киеву обещают западный военный щит, который является анафемой для Москвы. Тогда все заработают деньги, пишет WSJ.
По словам американских чиновников, которые пообщались с журналистами, посреднические переговоры между россиянами и украинцами в Абу-Даби в пятницу и субботу, 23-24 января, были «оптимистичными, позитивными и конструктивными». Обе делегации продемонстрировали настолько большое взаимное уважение, что в какой-то момент они «почти казались друзьями», заявили американские чиновники. На воскресенье, 1 февраля, в Абу-Даби запланировано еще больше «дружеских встреч».
Тем временем Россия продолжает обстреливать энергетическую инфраструктуру Украины ракетами и дронами, лишая людей отопления и электроэнергии и пытаясь сломить сопротивление страны. Российский диктатор Владимир Путин не отказался от своих военных целей, которые заключаются в контроле над Украиной и «отступлении» Запада из Восточной Европы.
Так приближается ли самая длительная война в Европе со времен Второй мировой к мирному соглашению, которое позволит захватчикам и жертвам агрессии сосредоточиться на процветании, как надеются посланцы президента США Дональда Трампа Стив Уиткофф и Джаред Кушнер? Или 2026 год станет очередным годом жестокой изнурительной войны, в которой Москва и Киев будут рассматривать посреднические усилия США как еще один фронт борьбы?
WSJ пишет о трех вероятных сценариях развития событий в 2026 году
«Продолжать воевать, продолжать переговоры»
Наиболее вероятным является пятый год изнурительной войны, во время которой переговоры будут ходить по кругу.
Администрация Трампа делает ставку на то, что давняя одержимость Путина контролем над Украиной является лишь публичной позицией, и глава Кремля заключит мирное соглашение, если Украина отдаст ему Донбасс. Прочно укрепленные города, которые Украина все еще удерживает на Донбассе, представляют препятствие для дальнейшего продвижения войск России.
Украинский народ очень скептически относится к переговорам под эгидой США, говорит бывший министр обороны Украины Андрей Загороднюк. Это не потому, что украинцы не хотят завершения войны, а потому, что каждое военное, промышленное и политическое событие в России свидетельствует о том, что Москва хочет продолжать войну.
«С этой точки зрения, идея отдать Донбасс россиянам выглядит так, будто они получают эту территорию «бесплатно», на захват которой в противном случае, вероятно, потратили бы еще полмиллиона солдат», — отмечает Загороднюк.
Россия могла бы тогда использовать Донбасс как платформу для возобновления вторжения.
Президент Украины Владимир Зеленский сопротивляется давлению в вопросе передачи Донбасса россиянам и заявляет, что любые договоренности относительно территорий зависят от гарантий безопасности, которые будут включать европейские военные центры в Украине и, что самое важное, поддержку со стороны США.
Россия, которая отвергает любое присутствие западных войск, давит на Белый дом, чтобы заставить Украину отступить с Донбасса, утверждая, что об этом договорились Путин и Трамп во время встречи на Аляске в августе прошлого года.
Этот саммит в Анкоридже высветил проблему теории «Донбасс в обмен на мир». Хотя Трамп был благосклонен к территориальным и некоторым другим требованиям России, Путин не согласился на такое предложение.
«Основная проблема заключается в том, что Путин отказался рассматривать что-либо, что не соответствует его максималистским целям. Это касается территории, но в более широком смысле — желание доминировать над Украиной. А Украина просто отказалась подчиняться», — говорит бывший посол США в НАТО Дуг Лют.
Кремль до сих пор уверен, что украинская армия сломается раньше, чем российская экономика. Однако Украина не близка к краху.
«Обе стороны все еще имеют ресурсы — человеческие, оружие, деньги, чтобы продолжать борьбу», — отмечает аналитик Берлинского центра Карнеги Александр Габуев.
Но обе стороны также опасаются, что США могут нанести им вред, если Трамп разозлится из-за безвыходной ситуации. Украина все еще нуждается в разведданных и другой поддержке со стороны США. Россия уязвима к более жестким санкциям. Поэтому каждая сторона стремится показать Трампу, что она действует конструктивно, а виноват в продолжении войны — враг.
Украина «сдается» первой
Это не обязательно означает, что безвыходная ситуация будет продолжаться.
Для Украины наибольший риск заключается в том, что ее военные в конце концов исчерпают свои силы. Преданные солдаты непрерывно воюют годами, а новые призывники, которые не проявляют энтузиазма, все чаще самовольно оставляют службу. Военные компенсируют нехватку пехоты, постоянно совершенствуя возможности в области беспилотников. Но Россия недавно догнала Украину в этой борьбе.
Военные эксперты не ожидают, что в этом году ситуация с изнурительными боями изменится. Почти непрерывная российская наступательная операция на Донбассе, продолжающаяся с конца 2023 года, является одной из самых медленных и самых затратных в истории военного дела. Небо, заполненное дронами, сделало крупномасштабные маневры почти невозможными.
Однако из-за нехватки резервов войск Украина в прошлом году укрепляла свои позиции на востоке, что позволило РФ медленно продвигаться на юг. Украинская армия постепенно превращается в «слишком короткую простыню, которая не укрывает либо шею, либо ноги».
«Войны на истощение могут проигрываться постепенно, а затем внезапно», — сказал Габуев.
Военные историки указывают на истощение немецкой армии в конце Первой мировой, несмотря на ее тактическое преимущество в течение большей части войны.
Если выносливость Украины иссякнет, ей, возможно, придется пойти на соглашение, которое будет тяжелым для восприятия, но лучше альтернативы. Это может означать удовлетворение требований Москвы по территории, ограничение военной силы Украины и восстановление российского влияния на жизнь в стране, с лишь слабыми гарантиями безопасности со стороны США.
Россия устает
Российская экономика находится в стагнации, многие невоенные отрасли сокращаются, а высокие процентные ставки наносят ущерб. Низкие цены на нефть, удары по нефтеперерабатывающим заводам и меры США и Европы против теневого флота танкеров давят на энергетический сектор, от которого зависят доходы Кремля.
Бизнес-элита РФ уже давно недовольна тем, как война искажает экономику, делая ее чрезмерно зависимой от оборонного производства, а также от Китая, который поставляет компоненты и покупает российскую нефть. Но пока мало что указывает на то, что Путина беспокоит негативная реакция элит или российского общества.
Однако РФ не может вести войну бесконечно. Более жесткие санкции и их выполнение могут сократить этот срок. Если Россия или обе стороны придут к выводу, что не могут продолжать войну, то переговоры могут превратиться в более серьезный поиск соглашения, которое будет минимально приемлемым для Украины и России.
Большинство украинцев не верят, что РФ достигла этого этапа, поскольку Путин делает ставку на то, что может победить.
«Сейчас Россия не рассматривает завершение войны как лучший вариант действий, поскольку считает, что имеет лучшую альтернативу. Нужно создать худшую альтернативу договоренности, достигнутой в результате переговоров. Никто не продемонстрировал им перспективу действительно плохих последствий, если они не закончат войну», — говорит Загороднюк.