Российские чиновники попытались использовать визит генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэля Мариано Гросси на Курскую атомную электростанцию (КАЭС), чтобы представить Украину как страну, угрожающую радиологическим инцидентом, и подорвать ее поддержку со стороны стран Запада, однако украинское военное командование намеренно избегает нанесения ударов по району электростанции, отмечает американский Институт изучения войны (ISW) в сводке за 27 августа.
«Гросси заявил 27 августа, что ситуация на КАЭС «серьёзная» и что «нападение на любую АЭС неприемлемо, независимо от местоположения»… МАГАТЭ признало, что Россия проинформировала МАГАТЭ об обнаружении обломков беспилотника на КАЭС, но МАГАТЭ не предоставило никаких оценок того, откуда прилетел беспилотник, или подтверждений заявления России», — говорится в сводке.
ISW отмечет, что украинские силы последовательно демонстрировали способность наносить удары по тыловым районам в пределах России и оккупированных регионов Украины на расстояниях, превышающих примерно 60 км между КАЭС и международной границей или примерно 30-40 км от нынешнего украинского флота в Курской области, «что говорит о том, что украинское военное командование намеренно избегало нанесения ударов по КАЭС», указывают аналитики.
Также сообщается, что РФ регулярно пытается представить Украину как страну, угрожающую оккупированной РФ Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС), и распространил эту информационную операцию на КАЭС вскоре после вторжения Украины в Курскую область. «Российские правительственные СМИ также намеренно искажали заявления МАГАТЭ, чтобы соответствовать российским информационным операциям, направленным на изображение Украины как страны, угрожающей ЗАЭС и легитимирующей оккупацию ЗАЭС Россией. Кремль, вероятно, также пытается скрыть свою собственную постоянную угрозу оккупированной Россией ЗАЭС, привлекая внимание к предполагаемой угрозе со стороны Украины для КАЭС», — отмечается в сводке.
По данным ISW, российские войска обстреляли ЗАЭС во время захвата станции в марте 2022 года, и с тех пор хранили и эксплуатировали военную технику на ее территории.