Четвер, 24 Жовтня, 2024
ДодомуНовиниОпубликованы размеры гигантских премий руководства «Нафтогаза» на фоне убытков НАК

Опубликованы размеры гигантских премий руководства «Нафтогаза» на фоне убытков НАК

Высшее руководство НАК «Нафтогаз Украины» в 2020 году, когда компания понесла убытки суммой почти $700 миллионов (около 19 миллиардов гривен), получало многомиллионные бонусы. Уже бывший глава «Нафтогаза» Андрей Коболев в прошлом году получил $12,7 миллионов компенсации (примерно 346 миллионов гривен). Действующий руководитель НАК Юрий Витренко призвал руководство компании к большей прозрачности в вопросе начисления премий и зарплат.

Об этом сообщает издание KyivPost со ссылкой на письмо Витренко Наблюдательному совету «Нафтогаза» от 1 июля.

Журналисты напомнили, что большая часть полученных руководством компании бонусов была частью 1% вознаграждения за юридическую победу «Нафтогаза» над российским «Газпромом» в 2018 году на сумму $5 миллиардов. Стокгольмский арбитражный суд тогда поддержал претензии украинской компании по поводу того, что «Газпром» нарушил условия контракта на поставку газа на 2009 год. Всего «Стокгольмскими премиями» воспользовались 40 сотрудников «Нафтогаза». 

В своем письме Витренко раскритиковал нежелание раскрывать информацию о зарплатах и бонусах топ-менеджеров по решению времен Коболева. Сам Коболев получил в 2020 году компенсацию в размере $12,7 миллионов и скрывал эти данные, как и председатель Наблюдательного совета НАК Клэр Споттивуд, которая ежегодно получала $230 тысяч зарплаты (6,3 млн гривен).

В финансовом отчете «Нафтогаза» за 2020 год раскрывается общая сумма вознаграждения в размере почти $25 миллионов (682 миллиона гривен) только для 17 высших должностных лиц, включая пять членов правления «Нафтогаза». Все остальные представители руководства компании скрыли эту информацию.

«Отсутствие этой части в отчете за 2020 год (который, тем не менее, был опубликован в 2019 году) негативно сказывается на имидже «Нафтогаза» и создает основу для ненужных спекуляций. Мы твердо верим, что будем максимально открыты по отношению к прошлому, чтобы добиться успеха в будущем», — говорится в письме Коболева.

Ни Коболев, ни Споттивуд не согласились дать комментарий журналистам по этому поводу. Однако ранее Споттивуд выступала в защиту решения скрывать отдельные суммы бонусов и сообщать только совокупные суммы, сославшись на публичную критику компенсаций топ-менеджеров.

Так, Витренко призвал к большей прозрачности в вопросе начисления бонусов, однако когда дело дошло до его собственных солидных «Стокгольмских премий», которые инсайдеры «Нафтогаза» оценили в 16 миллионов долларов (436 миллионов гривен), он не был так откровенен.

«Моя компенсация была меньше 16 миллионов долларов. Но я не могу назвать вам точное число. Это будет нарушение моего контракта. Меня могут засудить за это. Поскольку я не был членом исполнительного совета, мое вознаграждение не было публичным и не должно было быть публичным. Хотя трудовые договоры являются конфиденциальными, для членов правления существует требование публиковать информацию о вознаграждении, по крайней мере, в соответствии с требованиями для акционерных обществ», — сказал Витренко в комментарии изданию.

В своей публичной декларации о доходах и активах за 2020 год Витренко указал $10,4 миллиона (284 миллиона гривен) в качестве компенсации от «Нафтогаза».

«Такая непрозрачность (…) нарушает основные принципы надлежащего корпоративного управления для государственных предприятий и является тревожным примером. Если крупнейшее государственное предприятие Украины «Нафтогаз» с доходом в $7 миллиардов в прошлом году не соблюдает базовые стандарты прозрачности, естественно возникают вопросы о том, как можно ожидать того же от других 3 500 государственных предприятий», — говорится в публикации.

Кроме того, согласно руководящим принципам Организации экономического сотрудничества и развития, опубликованным в 2015 году, Наблюдательный совет Нафтогаза в составе шести членов должен обеспечить условия, чтобы «вознаграждение менеджера было привязано к результатам деятельности государственной компании, а информация раскрывалась надлежащим образом».

Согласно документам, полученным Kyiv Post, Коболев получил максимальную сумму в 2020 году — $12,7 миллиона долларов компенсации — по формуле, утвержденной Наблюдательным советом. Сумма бонусов Коболева, связанных со Стокгольмом, с учетом ранее внесенного платежа превышает 20 миллионов долларов. Его базовая зарплата в 2020 году составляла $230 000 долларов.

Также журналисты привели суммы выплат другим представителям руководства «Нафтогаза»: 

  • Сергей Перелома, первый заместитель председателя правления — $2,3 млн в размере компенсации, включая базовую заработную плату в размере $270 тыс.
  • Отто Ватерлендер, главный директор по трансформации «Группы Нафтогаз» и член правления — $2,2 млн компенсации, $322 тыс. зарплаты.
  • Петрус Стефанус ван Дриэль, главный финансовый директор «Группы Нафтогаз» и член правления — $1,7 млн компенсации при $270 тыс зарплаты.
  • Ярослав Теклюк, директор по правовым вопросам и член правления — $3,4 миллиона в общей сумме компенсации, включая $205 тысяч в качестве базовой заработной платы.

В издании отмечают, что Коболев был уволен Кабмином за разрыв более чем в 1 миллиард долларов в финансовых показателях между тем, что «Нафтогаз» обещал правительству, и тем, что он фактически заработал. «Нафтогаз» заявлял правительству, что получит чистую прибыль в размере почти $400 млн. Вместо этого государство понесло убытки почти в $700 млн.

«Тем временем Споттисвуд, фанатка Коболева, оспаривает апрельское назначение Витренко, подписавшего годичный контракт. Наблюдательный совет собирался уйти в отставку, но согласился остаться. Однако правительство Украины заявило, что будет искать новый наблюдательный совет и нового генерального директора Нафтогаза», — резюмировали авторы публикации.

Джерело: Strana.ua
МАТЕРІАЛИ У ТЕМУ

ПОПУЛЯРНЕ