По словам Александра Лукашенко, основателю оппозиционного Telegram-канала NEXTA Роману Протасевичу, задержанному 23 мая в Минске, действительно грозит смертная казнь — за действия на Донбассе.
«…людей убивали они там, на Донбассе, и кричал (Протасевич — УНИАН) в самолете, что ему грозит смертная казнь, а наши журналисты оправдывали, что у нас не предусмотрена по такой статье смертная казнь, а 15 лет. Он знал, что говорил. Он понимал, что там, на юго-востоке Украины ему могут быть предъявлены претензии — и это уже совсем другая ситуация», — заявил Лукашенко на встрече с правительством, сообщает телеканал «Дождь«.
23 мая самолет Ryanair «Афины-Вильнюс» развернулся над территорией Беларуси и экстренно приземлился в Минске после сообщения о минировании, которое якобы получила администрация минского аэропорта и передала экипажу.
Однако в результате власти страны задержали основателя оппозиционного Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича, который летел на этом самолете и разыскивался в Беларуси.
Пассажиры рассказывали, что перед посадкой борта в Минске Протасевич запаниковал, а в ответ на вопрос о том, что случилось, сказал, что «здесь меня ждет смертная казнь». О смертной казни упоминала и сама NEXTA после задержания Протасевича. Однако бывший редактор NEXTA проходил в Беларуси обвиняемым по трем статьям, и ни по одно из них не предусмотрена исключительная мера наказания.
Позже стало известно, что так называемая «генеральная прокуратура ЛНР» расследует возможное участие Протасевича в военных действиях на востоке Украины в составе батальона «Азов». Она обратилась к Беларуси с просьбой выдать задержанного Протасевича «для проведения следственного эксперимента», так как якобы была установлена причастность основатели NEXTA к обстрелу мирного населения Донбасса и уничтожению гражданской инфраструктуры. Александр Лукашенко заявил, что «следователи из Донбасса» могут провести допрос.
Согласно так называемой Конституции и Уголовному кодексу «ЛНР», там нет смертной казни. Однако такое наказание предусмотрено у террористов из «ДНР», хотя, по данным СМИ, в действие на оккупированной территории Донецкой области оно также не приводится.
При этом по словам отца Протасевича, его сын был на Донбассе как журналист. О работе Протасевича на Донбассе говорил и бывший командир «Азова» Александр Билецкий. Он отмечал, что Роман вместе с «Азовом» и другими военными частями «боролся против оккупации Украины», но «его оружием как журналиста был не автомат, а слово».