Субота, 21 Грудня, 2024
ДодомуНовиниХодорковский признался, что после освобождения политиком не станет

Ходорковский признался, что после освобождения политиком не станет

Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский не собирается после освобождения подаваться в политики, об этом он сообщил в интервью немецкому изданию Die Tageszeitung. Перевод статьи уже доступен на сайте пресс-центра Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

Ходорковский заявил: "Я не ищу для себя политической карьеры, о чем говорил многократно". На данный момент его больше всего беспокоит его "семья: дети, растущие без отца, болеющие родители, ждущая уже десять лет жена. Остальное – несколько меньше". Тем не менее осужденный олигарх не отказался побеседовать о судьбе России и роли в ней президента Владимира Путина.

Отвечая на вопрос, не должен ли вместо него в тюрьме сидеть Путин, Ходорковский ответил, что его оппонент не должен отправиться за решетку, поскольку это по крайней мере неспортивно. Он выразил убеждение, что в конце концов Путина погубит его же окружение, которое преследует только цели личного обогащения. "По сути, сегодня каждый чиновник, каждый полицейский считает себя вправе обогащаться за счет обычных граждан. Конечно, у некоторых людей есть совесть, но им сложно сохранять свои посты. Коррупция существует в любом государстве, но лишь немногие политические режимы делают ее несущим элементом своей конструкции. Считаю, что это был осознанный выбор Путина, решившего таким образом контролировать элиту. Я полагаю такой подход ошибкой, о чем сказал прямо в феврале 2003 года", – отметил экс-глава ЮКОСа.

Катализатором внутриэлитного конфликта, по мнению Ходорковского, станут уличные протесты. При этом он отметил, что протестные движения, начавшиеся более года назад, сейчас ослабевают, но не ослабевает само недовольство режимом. Поднять популярность Путину "могла бы серьезная война или радикальные политические изменения", в противном случае неминуема "путинская "брежневизация". А как показывает история, период застоя, хоть и "может длиться достаточно долго, но заканчивается всегда смутой".

Ходорковский сомневается, что Путину удастся наладить диалог с оппозицией, главная причина – недоверие к своему же народу. "В путинской картине мира есть несамостоятельное большинство, враждебное (или купленное врагами) меньшинство и его, Путина, окружение. Поверить в наличие честной, самостоятельной и ответственной оппозиции он не может. А окружение всегда с радостью представит "доказательства", что все оппоненты "работают на Госдеп".

Ходорковский согласился, что в деле радикальных политических изменений не последнюю роль может сыграть интернет. "Несомненно, современные информационные технологии, интернет позволяют впервые в истории моей страны преодолеть проклятье расстояний, одиночества думающих людей, представителей политических, интеллектуальных меньшинств в провинции. Тем самым объединив страну поверх региональных границ и помимо плохих дорог. Но нельзя ждать от Сети решения всех проблем, как это делают некоторые ее апологеты. Иначе "реал" заявит о себе стуком приклада в дверь. Так что и дороги, и демократические государственные институты строить все равно придется".

Он выразил надежду, что Россия не потеряет следующие два десятка лет на очередной застой, иначе она окончательно и бесповоротно превратится лишь в сырьевую державу. К созданию демократического правового государства необходимо приступить в ближайшие пять лет, тогда к 2030 году "Россия успеет провести новую индустриализацию на базе глубокой интеграции с Европейским союзом. В результате в мире возникнет качественно новое политико-экономическое образование, совмещающее высокую динамику развития и социальные стандарты".

Отвечая на вопрос, мог ли он 10 лет назад представить, что право в России может быть извращено до такой степени, Ходорковский сказал, что в возможность публичного процесса по заведомо абсурдным обвинениям он действительно не верил. Причем не верил не только он, но и его опытные юристы. "Но главной неожиданностью стало продолжение массового захвата заложников. Это какая-то иная логика, к которой тогда я был не готов. Собственно, именно заложники были одной из причин невозможности моего отъезда, меня учили своих не бросать", – сообщил экс-глава ЮКОСа, объясняя, почему не покинул Россию до суда.

Сравнив суды "лихих" 90-х и теперешние суды, Ходорковский пришел к мнению, что в период Бориса Ельцина суды тоже принимали "неправосудные решения, но это были личные решения судей, а не система, не государственная политика, поэтому степень и массовость извращения закона в судах была меньше". Стоит отметить, что недавно 85% слушателей "Эха Москвы" посчитали, что в девяностые годы правовая ситуация для граждан страны была надежнее. На этот факт сослались и немецкие журналисты, задавая свой вопрос.

Бывшему главе ЮКОСа двумя приговорами судов назначено наказание в виде 13 лет заключения, президиум Мосгорсуда снизил срок до 11 лет. Таким образом, на свободу Ходорковский должен выйти уже в 2014 году.

МАТЕРІАЛИ У ТЕМУ

ПОПУЛЯРНЕ