В Страсбурге, где в понедельник открылась зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, выступил Михаил Саакашвили – впервые с 2004 года и в последний раз в качестве президента Грузии. Значительная часть его речи была посвящена грузино-российской проблематике. Он посоветовал Москве "отказаться от имперских амбиций", назвал методы ее дипломатии "недостойными" и поблагодарил ПАСЕ за принятые резолюции, в которых европарламентарии призвали Россию отменить признание Абхазии и Южной Осетии, передает агентство "Новости-Грузия".
При этом Саакашвили подчеркнул, что власти Грузии никогда выступали против российской общественности. "В отличие от России, у которой с Грузией строгий визовой режим, у нас с этой страной безвизовой режим, мы никогда не прерывали с ней культурные и экономические отношения, чему также свидетельствует тот факт, что мы поддержали вступление России в ВТО", – заявил он. А перед выступлением, общаясь с журналистами, грузинский лидер сказал, что открыт "для всех контактов на всех уровнях с российским руководством".
Также перед открытием сессии Саакашвили объявил, что Москва "обречена" на контакты с его партией "Единое национальное движение", "которая никуда не уходит из политики и будет действовать в Грузии еще долго". Нужно напомнить, что эта партия проиграла последние парламентские выборы, и премьером стал лидер победившей оппозиционной коалиции "Грузинская мечта" Бидзина Иванишвили. Москва видит шанс наладить отношения с Тбилиси именно в этой победе.
Коснулся Саакашвили и уголовного дела о подготовке массовых беспорядков в России, финансированием которых, как утверждают в Москве, занимался грузинский политик Гиви Таргамадзе. Президент над этим делом посмеялся, удивившись его появлению в принципе. "Гиви Таргамадзе в восторге от таких обвинений. После Эрнесто Че Гевары никто не удостаивался в мировой истории такого большого внимания, как Таргамадзе – в смысле обвинения его всемирным революционером", – приводит РИА "Новости" ответ главы Грузии на просьбу российских журналистов прокомментировать нападки из Москвы в адрес политика.
Свое четвертое с 2004 года выступление в ПАСЕ Саакашвили начал с трехминутным опозданием. Ожидая докладчика, глава Ассамблеи Жан Клод Миньон подал шутливую реплику: "Не обязательно, конечно, но было бы лучше, чтобы он (Саакашвили) вошел в зал". После небольшой паузы он добавил: "Как хотите, вообще мы могли бы еще один вопрос заслушать". Спустя минуту Саакашвили появился в зале ПАСЕ.
В рамках своего выступления президент Грузии также позволил себе шутливые ремарки: вспомнил, как "проводил бессонные ночи", изучая европейское право, и ездил "на велосипеде со студенткой из Нидерландов, которая стала женой" (Сандра Рулоф. – Прим. ред.). Он добавил, что с тех пор "многое изменилось, кроме жены".
Российская делегация в ПАСЕ сочла речь Саакашвили пропагандистской. "Речь была политически просчитана", – сказал глава делегации, руководитель комитета Госдумы по международным делам, единоросс Алексей Пушков. Отметив, что выступление грузинского президента было "на хорошем английском, среднем французском и отличном русском", Пушков указал, что тот так и не ответил на вопросы, касающиеся нарушения прав человека в Грузии, сообщает РИА "Новости".
В интервью "Коммерсанту" российский парламентарий добавил, что предложил подготовить отдельный доклад по теме нарушения прав человека в Грузии. "За демократическим фасадом в Грузии скрывались грубейшие случаи нарушения прав человека: насилие над заключенными, преследования оппозиции, аресты. Ответственность за это несет лично Саакашвили", – пояснил Пушков. Причем он заранее предупредил: "Если Саакашвили считает, что его выступление в ПАСЕ будет триумфальным, то нет, не получится".
Как пишет издание, делегация РФ неспроста подняла грузинскую тему уже в первый день сессии. На среду в ПАСЕ запланировано обсуждение доклада "О гуманитарных последствиях войны Грузии и России 2008 года". Подготовленный шведским парламентарием Тиной Акетофт документ посвящен гуманитарной ситуации в Абхазии и Южной Осетии. В российской делегации текст доклада называют "некатастрофическим" для Москвы, но "политизированным".
Газета отмечает, что хотя доклады о ситуации с правами человека в самой России ее депутаты почти всегда называли политически мотивированными, в случае с Грузией они отрицают, что предложенная ими тема – "средство политической борьбы с режимом Саакашвили".