Глава аудиторской компании Firestone Duncan Джеймисон Файерстоун попросил главу Следственного комитета России Александра Бастрыкина возбудить уголовное дело в отношении некоторых фигурантов "списка Магнитского". По мнению британца, они совершили десятки преступлений, в том числе причастны к незаконному возврату НДС, хищению акций Михайловского ГОКа, похищению человека, вымогательстве и незаконном уголовном преследовании Сергея Магнитского, пишет газета "Коммерсант".
Среди их преступлений и хищение из бюджета 5,4 млрд рублей, утверждает . Файерстоун. Как отмечает газета, содержание поданного Бастрыкину заявления почти полностью повторяет тезисы выложенных в интернете видеороликов о махинациях "неприкасаемых" из "списка Магнитского". Между тем "Новая газета" в понедельник публикует результаты почти годового совместного расследования журналистов издания, американского журнала Barron’s и Международного центра по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP) по поиску похищенных средств.
По данным "Коммерсанта", Джеймисон Файерстоун в своем иске называет фамилии экс-владельца "Универсального банка сбережений" Дмитрия Клюева, экс-начальника налоговой инспекции №28 Москвы Ольги Степановой, оперативника МВД Артема Кузнецова, бывших следователей Павла Карпова и Олега Уржумцева, адвоката Андрея Павлова. Кроме того, он упоминает не попавших в "список Магнитского" – высокопоставленных сотрудников "Ренессанс Капитал" Игоря Сагиряна, Юрия Сагайдака и Владимира Джабарова.
Файерстоун в прошлом году уже просил СК РФ возбудить уголовное дело в отношении Ольги Степановой, однако этого так и не произошло. Степанова в конце 2010 года была предупреждена о неполном служебном соответствии, а в январе 2011 года уволилась из инспекции по собственному желанию, перейдя на работу в Рособоронпоставку.
Все указанные в новом иске Файерстоуна россияне категорически отвергают обвинения, связывая их с попыткой Firestone Duncan и фонда Hermitage Capital уйти от ответственности в связи с предъявленным им в России с обвинением в уклонении от уплаты налогов. На прошлой неделе сообщалось, что бывший следователь Павел Карпов подал в Высокий суд Лондона иск к Файерстоуну о защите чести и репутации.
Скандал с фондом Hermitage Capital и "кастой неприкасаемых" начался в июне 2007 года, когда в московском офисе компании и в офисе Firestone Duncan прошли обыски с выемкой документов.
Юрист компании Сергей Магнитский, проведя расследование, выяснил, что на основании изъятых документов мошенники заключили поддельные контракты. На счетах подставных компаний он обнаружил миллионы долларов, уплаченные Hermitage Capital в российскую казну в виде налогов. Как выяснил Магнитский, налоговики в сотрудничестве с сотрудниками МВД, прокуратуры и суда, проведя махинации с возвратом НДС, получили из бюджета миллиарды долларов.
В октябре Hermitage Capital признали виновной в неуплате налогов. В рамках этого дела Магнитский был арестован и заключен под стражу. Страдающий серьезным сердечным заболеванием юрист нуждался в специализированной медицинской помощи, но не получил ее и в ноябре 2009 году скончался в СИЗО "Матросская тишина". Его смерть вызвала широкий общественный резонанс. В итоге американский сенатор-демократ Бенджамин Кардин предложил ввести санкции против людей, причастных к гибели Магнитского. В июне этого года "Акт о верховенстве закона и подотчетности имени Сергея Магнитского", предусматривающий санкции против российских чиновников, был одобрен комитетом по иностранным делам Сената США.
Друзья и коллеги Магнитского уверены, что он заплатил жизнью за расследование махинаций. Летом 2010 года они начали выкладывать разоблачительные материалы на специально созданном сайте "Остановить неприкасаемых!"
Так, в фильмах о "касте неприкасаемых" подробно рассказывалось о том, как экс-глава столичной налоговой инспекции №28 Ольга Степанова одобрила возврат из бюджета перечисленных в 2006 году компаниями фонда Hermitage средств в виде налога на прибыль. В итоге на счета компании ее бывшего мужа Владлена Степанова были якобы переведены миллионы евро сомнительного происхождения. В махинациях были замешаны и заместители Степановой Елена Анисимова и Ольга Царева, говорилось в фильмах. В прошлом году сам Влален Степанов заявил, что заработал все деньги честным путем.
После того как сведения о хищении из бюджета стали достоянием гласности, правоохранительные органы провели расследование. В итоге виновными в хищении 5,4 млрд рублей были признаны ранее судимые гендиректор ООО "Парфенион", мастер по приему пиломатериалов Виктор Маркелов и Вячеслав Хлебников, напоминает "Новая газета". По мнению следователей, именно эти люди, судимые в прошлом, не имевшие ни финансового, ни юридического образования, провели хитроумное мошенничество с привлечением десятков банков и офшорных компаний.
Суд признал, что Маркелов и Хлебников действовали "в группе неустановленных лиц", но к ответственности были привлечены только они. В 2009 году они получили по пять лет колонии общего режима без денежного штрафа.
Ольга Степанова и Елена Химина, руководившие инспекциями №28 и №25, из которых были похищены миллиарды, были признаны судом "введенными в заблуждение". Однако "Новая газета" выяснила, что в 2009 и 2010 годах из тех же налоговых инспекций было выведено более 11 млрд рублей под видом возмещения НДС на счета фирм-однодневок.
Искать похищенные 5,4 млрд рублей следователи уже перестали. Как в прошлом году поясняла официальный представитель СКР Ирина Дудукина, удалось обнаружить лишь 685 млн рублей, а остальные деньги найти невозможно, потому что все документы банка, через который проводились аферы, сгорели. Однако журналистам "Новой газеты" якобы удалось проследить путь этих средств.
В декабре 2007 года Федеральное казначейство в качестве мошеннического возврата переплаченного в 2006 году налога на прибыль перечислило 5,4 млрд рублей трем бывшим компаниям фонда Hermitage – "Махаон", "Парфенион" и "Рилэнд". Деньги попали на счета Универсального банка сбережений, документы которого впоследствии сгорели, и банка "Интеркоммерц". Затем деньги были переведены на счета фирм-однодневок.
По данным издания, в начале 2008 года "Парфенион" перечислил 1,5 млрд рублей на счета двух фиктивных московских фирм – ООО "Фауста" и ООО "ЖК". Через несколько месяцев после перечисления миллиардов они перестали существовать. Со счета "Фаусты" 99 млн рублей попали на счет московской фирмы "Юниверс" в "Мосстройэкономбанке". На эту же фирму перечислялись деньги и со счетов "Рилэнда" и "Махаона", утверждает газета. Позже компания также закрылась.
Затем более 800 млн рублей попали на корреспондентский счет банка "Крайний Север" в "Альфа-Банке". В феврале того же года Тверской районный суд арестовал 1 млрд рублей на этом счете, снизив затем арестованную сумму до тех самых 685 млн рублей, о которых говорила Дудукина.
По сведениям "Новой", как ни странно, арестовывались эти деньги в рамках другого дела – группой бывшего следователя МВД Геннадия Шантина, которая специализировалась на расследовании незаконных финансовых операций. Позже группа была разогнана, так как выяснилось, что некоторые лидеры этих преступных группировок находятся под официальной защитой Управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ, утверждает газета. По версии издания, Шантин и его подчиненные не подозревали, что за деньги они арестовали.
В марте 2008 года Центробанк отозвал лицензию у "Крайнего Севера". Уголовное дело по поводу ареста счета от Шантина было передано бывшей экс-замначальника отдела СК Наталье Виноградовой, которая вскоре его закрыла. Виноградова и ее подчиненные входят в "список Магнитского", так как по совместительству вели дело против погибшего юриста.
То, что "Крайний Север" входил в схему махинаций с 5,4 млрд долларов, "Новая газета" установила, обнаружив, что после того как корсчет в "Альфа-Банке" был арестован, преступники попытались вытащить эти деньги, перечислив с арестованного счета на счета двух фиктивных фирм, которые попросили в арбитражном суде выплатить 685 млн рублей. Суд отказал в этом. Таким образом, можно предположить, что через счет банка "Крайний Север" в "Альфа-Банке" похищенные из бюджета деньги транзитом уходили за границу, отмечает "Новая газета".
За рубежом путь денег "Новой газете" удалось отследить только в Молдавии. По данным издания, в феврале 2008 года из России было перечислено 52 млн долларов в молдавский банк Banca de Economii на счета двух фиктивных компаний – Bunicon-Impex SRL и Elenast-COM SRL. По сведениям "Новой", они работали только на прием денег из России и последующую их отправку на счета офшорных компаний.
После перечисления средств они растеклись по счетам десятка офшорных компаний в разных странах мира, утверждают журналисты. Одной из таких компаний стала британская Nomirex, тогда же она перечислила 1,9 млн евро на счет компании с Британских Виргинских островов Quartell Trading Ltd в швейцарском банке Credit Suisse. По сведениям фонда Hermitage, затем деньги транзитом были отправлены через другую офшорную компанию на счет компании с Кипра Arivust Holdings Ltd, бенефициаром которой является Владлен Степанов
Кроме того, со счетов именно этих компаний проводились платежи за роскошную недвижимость в Дубае, принадлежащую Степанову, а также бывшим замам его жены Елене Анисимовой и Ольге Царевой.
Как утверждает "Новая газета", в махинациях с перечислением денег также оказались замешанными компании, принадлежащие Денису Кацыву – сыну известного подмосковного чиновника Петра Кацыва, до недавнего времени министра транспорта Московской области, а ныне главы Главного управления Московской области по взаимодействию с федеральными органами госвласти. По цепочке средства попали на счета его кипрской компании Prevezon Holdings, утверждает "Новая".
Кацыв никогда не упоминался в деле о хищении 5,4 млрд рублей из бюджета и не входит в "список Магнитского". Он заявил газете, что действительно владеет кипрской компанией Prevezon, однако она никогда не получала никаких денег от молдавских фирм, а сам он не имеет никакого отношения к "делу Магнитского".
Однако журналисты настаивают, что сомнений в истинности проводок, полученных из молдавского банка Prevezon Holdings, у них нет. В 2009 году принадлежащая Кацыву компания была зарегистрирована в качестве иностранной корпорации в Нью-Йорке и уже через две недели приобрела два кондоминиума в здании на Pine Street в Манхэттене общей стоимостью более 2 млн долларов.
Подводя итоги, "Новая газета" пишет, что проведенное ею расследование касалось лишь тех компаний, в которых удалось установить реальных собственников. "При этом нам известны десятки других офшорных фирм и счетов, которые получали украденные из бюджета деньги", – утверждают журналисты, отмечая свою ограниченность в ресурсах. Ведь банки не обязаны отвечать на запросы, а офшорные юрисдикции имеют право не раскрывать конечных бенефициаров, говорится в материале. Но все эти ресурсы есть у правоохранительных органов, отмечают авторы статьи.