Глава СКР Александр Бастрыкин после суток молчания все же изложил свою точку зрения на скандал с чешским видом на жительство, бизнесом и квартирой. Напомним, эту давнюю историю накануне вытащил на свет блоггер Алексей Навальный. Бастрыкин отверг все обвинения в сомнительной деятельности и заявил, что никогда не занимался бизнесом.
Стоит отметить, что Бастрыкин не делал официальных заявлений, а выбрал линию поведения, уже опробованную им в "лесном деле". Выждав паузу, он дал пространное интервью конкретному СМИ – это газета "Известия".
Итак, чиновник заявил, что никакого вида на жительства у него не было, а была лишь виза. Квартиру в Праге он покупал, чтобы ездить по Европе. Никакого бизнеса нет, а поддельные подписи – "полная чушь".
Итак, Александр Бастрыкин признал, что у него действительно есть в Праге квартира. Он приобрел ее в 2000 году, когда был не госслужащим, а а профессором Северо-Западного филиала Российской правовой академии. Покупалась эта квартира, с его слов, в рассрочку, а стоила она 67 тысяч долларов. Ее площадь – 46 квадратных метров, включая лоджию.
Нужно это было, по версии Бастрыкина, для работы. В качестве профессора он много ездил по Европе и имел разветвленные научные связи: в Карловом университете, в Сорбонне, в Боннском университете, в Великобритании.
"Прага в этом смысле очень удобна. Приезжаешь в Прагу, находишься в центре Европы. Из этого города, куда бы я не выезжал, полтора часа лета на самолете. Я в тот момент совершенно не думал, что я вернусь на госслужбу и займу такой высокий пост", – пояснил глава СКР.
Версию Алексея Навального, который заявил, что Бастрыкин продал недвижимость через подставных лиц после того, как о "чешском следе" узнали в России, Бастрыкин отмел. "Информация о неких "подставных лицах" – это полная неправда. Прокопова – это знакомая Игоря Шутенко, который был директором этой моей так называемой фирмы", – сказал Бастрыкин.
Далее он пояснил, что фирма понадобилась ради долгосрочной визы в Чехии. При этом Бастрыкин опроверг уже подтвержденные чешской стороной данные, что у него в Чехии имеется вид на жительство. Объяснил он это так:
"Есть только виза, а не вид на жительство. Хочу это подчеркнуть. Что касается моего документа, то единственный документ, который у меня есть с 2008 года – это дипломатический паспорт. Вот он. Он выдан в 2008 году и действует до 2013 года. Он вообще выдан взамен обычного паспорта. Здесь вообще виз нет. Я перемещаюсь по Европе без виз. Другого документа заграничного у меня просто нет. Таким образом в те времена я купил квартиру, чтобы иметь долгосрочную визу и чтобы у меня не было проблем по перемещению в Чехию и по Европе".
Отметим один любопытный момент. Накануне, в четверг, когда взбудораженная блогосфера ждала комментариев из СКР о посте Навального, комментариев не последовало, однако в блогах появился ряд однотипных пояснений. Будто бы "Dlouhodoby pobyt" переводится с чешского языка как "долгосрочная виза", а не "вид на жительство". Эти одинаковые спешные объяснения появились в дневниках прокремлевских блоггеров, например, у бывшего пресс-секретаря Росмолодежи Кристины Потупчик. Позже, когда Чехия официально разъяснила, что наименование "Dlouhodoby pobyt" абсолютно соответствует российскому "вид на жительство", Потупчик извинилась в Twitter, однако в своем дневнике никаких исправлений делать не стала.
Наблюдатели предположили, что именно этот момент, запущенный через лояльных блоггеров, будет в конечном счете выбран для официальной "линии защиты" – и, как видно, не ошиблись. С одной оговоркой: за сутки свои комментарии успели дать чешские официальные лица. Также ранее эту версию озвучил источник РБК Daily в СКР с советом недоброжелателям "подучить язык".
"Никаким бизнесом я не занимался. Что такое коммерческая деятельность? Это деятельность с целью получения прибыли. Если они найдут хоть 1 евро прибыли, я уйду в отставку. Так и напишите: если господин Навальный и господин Хинштейн найдут хотя бы евро прибыли, то я уйду в отставку. Это легко доказать", – заявил Александр Бастрыкин "Известиям". Он подчеркнул, что "разоблачители" Они очень легко получили все документы, кроме одного: декларации о доходах.
"Почему они не обнародуют этот документ? Потому что там нули. Я не занимался коммерцией. Я зарегистрировал фирму для того, чтобы купить квартиру. И документы, подтверждающие, что бизнес не приносил доходов, — их получить очень легко. В налоговой инспекции Чехии вам дадут справку за 5 долларов, что это так", – заявил глава СКР.
Обвинения в подделке подписей, что стало новым для общественности после поста Навального, Бастрыкин также отверг, назвав их "полной чушью".
"Еще раз повторяю, что все мои действия по покупке и дальнейшей передачи квартиры были проведены в рамках закона и этим занимался мой юрист и чешский адвокат", – заявил высокопоставленный российский силовик.
Александр Бастрыкин при этом готов к тому, чтобы его проверяла независимая депутатская комиссия. В 2008 году, после статьи Александра Хинштейна, он предложил сделать то же самое, однако ничего не дождался.
Фиктивная фирма была продана Оксане Прокоповой, объясняет Александр Бастрыкин, потом он вышел из состава учредителей, а через год из состава учредителей вышла и его жена Ольга Александрова.
Сейчас эта квартира оформлена на Наталью Бастрыкину. "Мы с ней 22 года уже не живем. У нее своя семья, у меня – своя с Ольгой Александровой. У нас двое детей. Квартиру я не продавал, а просто передал ее своей первой жене. Мы до сих пор дружим. Если я квартиру не продавал, то и налогов я никаких платить не должен", – сказал глава СКР.
Все претензии к себе Александр Бастрыкин объяснил тем, что его ведомство расследует уголовное дело по массовым беспорядкам на Болотной площади. Расследования чешских правоохранительных органов, куда также обратился Алексей Навальный, он не боится.