В Украине уже в 2013 году может быть создана финансовая полиция по примеру ряда европейских стран, где данная структура подчинена Министерству финансов.
Как сообщает "КоммерсантЪ-Украина", правительство разработало законопроект, которым предусматривается сокращение полномочий Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел и Генеральной прокуратуры по расследованию преступлений в экономической сфере. Функции налоговой милиции, финансовой разведки и оперативно-розыскной деятельности планируется объединить в новом ведомстве, компетенцией которого и станет выявление и расследование налогово-таможенных нарушений, фактов отмывания денег, преступлений в банковской и бюджетной сферах.
Законопроект "О финансовой полиции в Украине" разработал вице-премьер-министр социальной политики Сергей Тигипко совместно с общественной организацией "Реформаторский клуб". "Я получил добро на подготовку такого законопроекта, я его подготовил и на следующей неделе мы постараемся начать его обсуждение", – пообещал почти две недели назад Тигипко. По информации газеты, с концепцией реформирования уголовной юстиции уже ознакомился первый вице-премьер Валерий Хорошковский и представители Администрации президента. Как отмечает источник издания в правительстве, документ должен быть внесен в Раду и принят хотя бы в первом чтении до парламентских каникул, так как предусматривает, помимо создания новой структуры, еще ряд поправок в уголовное и административное законодательство, а также в законы, регулирующие деятельность прокуратуры и следственных органов. Таким образом, изменения должны вступить в силу параллельно с новым Уголовным процессуальным кодексом.
Создать финансовую полицию предложено в структуре Минфина, в подчинении которого сегодня находится 5 ведомств, имеющих право проводить контрольно-инспекционную деятельность и дознание в сфере экономических преступлений, – Государственные налоговая, таможенная, пробирная службы, Госслужба финансового мониторинга и Госфининспекция. Однако в большинстве случаев, кроме налоговых нарушений, расследованием выявленных фактов занимаются МВД и СБУ, отмечают авторы законопроекта.
Новый орган сможет начать работу не ранее июля-декабря следующего года, так как в случае принятия законопроекта необходимо сформировать команду и ликвидировать соответствующие подразделения в других органах исполнительной власти. Планируется, что ведомство будет создано на информационной и кадровой базе налоговой милиции. Финансовая полиция объединит в себе функции налоговой милиции, финансовой разведки и оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия экономическим преступлениям. Подобные органы в структуре минфина работают в Италии, Испании, Швеции, Венгрии и Австрии.
Это не первая попытка создать в Украине отдельный орган по расследованию финансовых преступлений. Как напоминает "КоммерсантЪ-Украина", еще в 2008 году президент Виктор Ющенко предлагал такую реформу, парламент инициировал передачу функций налоговой милиции МВД, а позже и вовсе ее ликвидацию.
В рамках данного законопроекта Государственная налоговая служба (ГНС) лишится полномочий оперативно-розыскной деятельности и досудебного следствия, не сможет заниматься поиском плательщиков, которые уклоняются от налогообложения, а также выявлением и расследованием фактов отмывания и легализации денег, полученных преступным путем. Гостаможне придется передать свои функции по выявлению, прекращению и раскрытию контрабанды и нарушений таможенных правил. Помимо этого, законопроект предусматривает ограничение компетенции СБУ, в функции которой сейчас входит защита национальных экономических интересов и розыск скрывающихся лиц, совершивших преступления в экономической сфере. В СБУ заявили, что в основном негативно относятся к попыткам лишить ведомство части полномочий. "Работу мы выполняем и направляем дела на расследование в правоохранительные органы", – пояснили в ведомстве.
МВД в рамках реформы лишится доступа на территорию и в помещения предприятий – это будет возможно лишь в случае преследования преступника или пресечения преступления, угрожающего жизни людей. Право проведения проверок по фактам нарушения может быть возможно только по обращению физических или юридических лиц, а пребывание на земельном участке или в жилом помещении без разрешения граждан предложено запретить.
Больше всего, по мнению авторов законопроекта, "пострадает" Генпрокуратура – силовое ведомство будет лишено функции общего надзора, который предусматривает контроль за исполнением законов всеми – от министерств до граждан. "Фактически прокурор может в любой момент заблокировать деятельность любого предприятия, внеся прокурорский запрет или представление. Они выпускают сотни тысяч таких документов в год, но с этим прокуратура уже смирилась", – рассказал один из разработчиков законопроекта.
Как пояснил Тигипко, для недопущения рейдерства со стороны правоохранительных структур предполагается ужесточение ответственности за проведение незаконного обыска, изъятие товаров и документов. За нарушение работы предприятия – штраф от 50 до 500 не облагаемых налогом минимумов (850-8,5 тысячи гривен) или лишение свободы на срок до 5 лет. Такие же наказания предусмотрены и за незаконное проникновение в жилье.
Согласно концепции реформы, Минфин будет координировать расследование преступлений, в результате совершения которых государство несет убытки, – уклонение от уплаты налогов, разворовывание госимущества, нарушения в сферах госзакупок, соцстрахования и пенсионного обеспечения, банковской сфере. Кроме того, в его компетенции противодействие изготовлению и сбыту поддельных денег, ценных бумаг, акцизных марок. За СБУ, как и сейчас, будут закреплены функции по выявлению подготовки террористических актов, разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, в ведении МВД останется раскрытие грабежей, вымогательств, убийств, изнасилований, порчи имущества.
По мнению главы парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталия Хомутынника, прежде чем создавать единый орган в сфере финансовых правонарушений, необходимо понять целесообразность и эффективность структуры, а также возможные последствия ее деятельности. Хотя идею депутат поддерживает. По мнению главы налогово-юридической практики Ernst & Young Владимира Котенко, законопроект все равно оставляет функции следствия в сфере экономики за силовыми структурами и просто предлагает создать еще одного "правоохранительного супермонстра". "Следствие должно быть выведено в одну структуру, что повысит шансы бизнеса на успех в борьбе против несправедливого отношения к себе", – добавляет эксперт.