Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка вынес приговор российскому предпринимателю Виктору Буту, признанному в ноябре 2011 года виновным в сговоре с целью контрабанды оружия – переносных зенитно-ракетных комплексов. СМИ с самого начала называли Бута "оружейным бароном" и "торговцем смертью", однако сам он вины не признал. В последнем слове подсудимый заявил, что в ходе разбирательства его невиновность стала очевидна.
Суд приговорил бывшего советского офицера к 25 годам лишения свободы. "25 лет достаточно", – цитирует судью Ширу Шейндлин BBC. По трем второстепенным пунктам обвинения Бут был приговорен к 15 годам тюрьмы, которые он будет отбывать параллельно с основным сроком. Дополнительно россиянин будет обязан выплатить денежный штраф в размере 15 млн долларов. Наказание для россиянина было определено суровое, но срок является минимальным из возможных по статьям обвинения, отмечают юристы.
Мотивируя свое решение, судья указала, что на совершение преступлений Бута спровоцировала операция, которую устроили американские спецслужбы. "Он ухватился за предоставленную ему возможность сделать деньги, но сам ее не искал", – отметила она, добавив, что "нет доказательств того, что он стремился к активному участию в террористической организации".
Реальный срок заключения Виктора Бута может составить порядка 18 лет. Ему могут засчитать четыре года, проведенные в тюрьме со времени ареста в Таиланде, а также сократить срок на 15 процентов за хорошее поведение.
Когда Бута выводили из зала, он обернулся к жене с дочерью и задорно выкрикнул: "Врагу не сдается наш гордый "Варяг"!"
"Виктор Бут недоволен, и никто не был бы доволен, получив срок 25 лет, – цитируют "Вести" слова адвоката россиянина Альберта Даяна, – но судья могла ему дать пожизненное заключение, и по закону должна была дать пожизненное. Я видел по ее реакции после выступления, что если она могла бы дать меньше, она дала бы меньше".
Прокуроры просили суд приговорить Бута к пожизненному заключению, называя его "бизнесменом самого опасного сорта" и указывая, что он собирался продать колумбийским боевикам, "намеревающимся убивать американцев", от 700 до 800 переносных зенитных ракет. Адвокат россиянина настаивал на его невиновности, называя дело политическим, и просил судью отменить обвинительный вердикт и отпустить Бута на свободу.
Причина, по которой арестованного в марте 2008 года в Таиланде и экстрадированного в ноябре 2010 года в США российского гражданина судили в Нью-Йорке, заключается в том, что ему в числе прочего инкриминировался "преступный сговор с целью убийства граждан США". Прокуратура утверждала, что Виктор Бут согласился поставить оружие "международной террористической организации, зная, что ее целью было убийство граждан и официальных представителей США в Колумбии".
По версии обвинения, Бут со своим подельником, британским подданным Эндрю Смуляном намеревался продать оружие группировке Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК или FARC), зная о террористическом характере ее деятельности и о том, что оружие предназначалось для убийства американских пилотов в Колумбии.
Защита Бута настаивала на том, что россиянин не собирался продавать оружие РВСК и, тем более, убивать американцев. По словам его адвоката, единственной целью поездки Бута в Бангкок в марте 2008 года на встречу с якобы представителями РВСК, которыми были работавшие под прикрытием осведомители американского Управления по борьбе с наркотиками, было заключение сделки о продаже двух имеющихся у него грузовых самолетов. В ходе этой встречи бизнесмен был арестован.
Официальная Москва неоднократно указывала на то, что экстрадиция Виктора Бута в США была проведена незаконно, без соответствующих окончательных санкций суда.
2 ноября минувшего года, после трехнедельного судебного процесса, 12 присяжных в федеральном суде Нью-Йорка единогласно признали 45-летнего Виктора Бута виновным по всем четырем пунктам обвинения: в преступном сговоре с целью убийства граждан США, преступном сговоре с целью убийства лиц, находящихся на американской госслужбе, преступном сговоре с целью приобретения и продажи зенитных ракет, преступном сговоре с целью поставок оружия террористическим группировкам.
В последнем слове перед судом Южного округа Нью-Йорка Виктор Бут заявил, что не виновен в предъявленных ему обвинениях.
"Ваша честь, я не виновен. Я не собирался никого убивать, никому продавать никакого оружия. Эту правду знает Господь и эти люди", – сказал он, указав на сидевших в зале агентов Управления по борьбе с наркотиками США, которые участвовали в операции по его задержанию. "С этой правдой им жить, ложиться спать, вставать, растить детей, любить жен", – добавил россиянин.
"Я благодарен Америке, что в ней есть люди с честной совестью – мои адвокаты Кеннет Каплан и Альберт Даян и другие люди, которые относились ко мне с уважением. Я благодарен Даяну, который доказал мою невиновность. Вы будете отвечать перед Господом, а не мной. А за меня ответит время, Родина, соотечественники", – сказал Бут.
После заключительной речи Бута судья Шира Шейндлин предоставила слово обвинению. "Он согласился предоставить целый арсенал оружия для того, чтобы убивать американцев", – начал выступление федеральный прокурор Брендан Макгвайер. Бут прервал его, крикнув с места: "Это ложь!"
Прокурор невозмутимо продолжал, отметив, что вина Бута доказана не только показаниями свидетелей, но и его собственными заявлениями и списком оружия, который он составил. "Никто не принуждал Виктора Бута делать то, что он сделал! – сказал Макгвайр. – Он умный, образованный и опытный человек, который мог просто остановиться и этого не делать."
"Ведь не тайный осведомитель, а Виктор Бут предложил поставить конкретные количества оружия", – продолжал прокурор и напомнил, что именно Бут заявил лже-эмисарам РВСК, что может сразу достать 100 зенитных ракет, а полтора месяца спустя уже предлагал 700-800 штук. Точно так же у него просили одну тонну взрывчатки С-4, а он вызвался продать пять тонн.
Адвокат Бута Альберт Даян заявил, что собирается опротестовать решение суда Южного округа Нью-Йорка, приговорившего россиянина к 25 годам лишения свободы. "Мы намерены опротестовать приговор в апелляционном суде и, если понадобится, в Верховном суде", – заявил он журналистам по окончании судебного заседания.
Опротестовать вынесенный приговор может и прокуратура, если сочтет его слишком мягким.
Экстрадиция в Россию Виктора Бута возможна, считает его адвокат Альберт Даян. "В США нет такой практики, как экстрадиция, но я думаю все возможно", – сказал адвокат журналистам, как передает РИА Новости.
"Для нас это не конец, мы будем продолжать бороться. Мы считаем, что аргументы у нас крепкие, мы верим, что правда в конце концов восторжествует", – сказал Даян.
При этом он выразил благодарность за поддержку Бута со стороны российского правительства.
Между тем адвокат по уголовным делам Рассел Мейс раскритиковал действия защиты россиянина. В интервью агентству РАПСИ Мейс обратил внимание на недостатки в работе адвокатов. "Я не могу поверить, что со стороны защиты не был приглашен ни один свидетель, с моей точки зрения, защита должна была быть более всеохватывающей", – полагает адвокат.
В то же время в ходе процесса со стороны обвинения в суде выступили, наряду с другими свидетелями, и агент Департамента по борьбе с наркотиками (DEA), и информаторы. Суду были предоставлены записи телефонных переговоров.
"Я думаю, его (Бута) просто засудили", – сказал Мейс. "Апелляция – последняя надежда Бута", – заключает адвокат.
Супруга приговоренного к 25 годам тюрьмы россиянина Бута считает вынесенный вердикт суда Южного округа Нью-Йорка "победой". Об этом она заявила журналистам по окончании судебного заседания.
"Это победа. Если судья пошла на минимальный срок, она признала несостоятельность аргументов прокуратуры. Она сегодня заявила с трибуны, что не видела четкой доказательной базы. Я считаю, что сегодня мы победили", – сказала Алла Бут.
Она также выразила надежду, что вопрос об экстрадиции ее мужа может быть решен в ближайшее время. "Бут рассчитывает, что Россия будет жестко отстаивать права своих граждан за рубежом", – сообщила жена россиянина.
Алла Бут выслушала в зале суда приговор спокойно, сообщает РИА "Новости".
На судебном заседании также присутствовала 18-летняя дочь Бута – Елизавета. За несколько дней до вынесения приговора она направила судье Шире Шейндлин письмо, в котором попросила восстановить справедливость. "Я прошу вас вернуть надежду на будущее нашей семьи", – написала она.
Россия, скорее всего, уже никак не сможет повлиять на решение суда по делу Виктора Бута. Вероятно, РФ будет просить США выдать его для отбывания наказания, через несколько лет США может пойти на это, включая вариант договора о взаимном обмене агентами. Так сказал РИА Новости первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников, комментируя оглашенный приговор.
"С точки зрения судебного решения, Россия никак не сможет отреагировать или принять симметричные или ассиметричные меры, хотя бы потому, что для этого нет возможностей. С точки зрения каких-то моральных возмущений, дипломатических призывов на то, что он был неправильно арестован, неправильно привлечен, это будет сделано, но повлиять по существу мы ни на что не можем", – сказал Калашников.
"В лучшем случае, мы можем попросить выдать его России для отбывания срока. Это будет сделано. Другое дело, пойдут ли на это США", – добавил депутат.
Он предположил, что через несколько лет этот вопрос может быть решен в той или иной мере.
"Либо таким путем, либо, может быть, даже путем договора о выдаче друг другу агентов, которые работали в стране. Я этого не исключаю, потому что, как правило, в нашей стране люди, занимающиеся продажей (оружия), это почти 100% работники спецслужб. Они бывшими не бывают, поэтому я допускаю, что может быть размен на этой основе", – сказал Калашников.
Он отметил, что российская сторона может подать апелляцию и, скорее всего, сделает это, однако, по мнению депутата, "это обречено на полную неудачу".
"Суд присяжных вынес решение, судья всего лишь приводит решение суда присяжных в соответствие со статьями, которые есть в законе", – сказал первый зампред международного комитета.
По мнению парламентария, этот приговор не повлияет на отношения двух стран.
"Все, что совершено было до этого, уже было съедено и общественностью, и средствами массовой информации, и дипломатическими службами. Все, что можно было сделать по дипломатической линии, нужно было сделать давным-давно, когда его арестовали", – сказал политик, отметив, что российские дипломатические структуры тогда отреагировали на это не очень серьезно, посчитав, что "потихонечку, помаленечку все решится".
МИД России считает, что власти США не представили достаточных свидетельств вины российского гражданина, построив все дело на убеждении присяжных в предписываемом Буту преступном умысле.