Режиссер Никита Михалков отказывается признавать, что его фильм "Утомленные солнцем 2: Цитадель" провалился в прокате при том, что за два уикенда картина собрала лишь 1,3 миллиона долларов при общей стоимости проекта 34 миллиона.
В интервью "Комсомольской правде" Михалков обрушился на кинокритиков, заявив, что они обсуждают не картину, а его самого. "Я похоронил их всех на пять метров, эту всю кинокритику нашу. Они же все время отождествляют Котова со мной. А если это так – мне вообще разговаривать с ними не о чем. А уж когда меня начинают трепать за черную пехоту, все – это безграмотные люди", – сказал режиссер.
"Ребята, что вы думаете, из седла меня выбить тем, что вы про меня пишете? Я-то знаю, почему я это делаю. Для политики, для денег, для славы, потрафить кому-то?! Да идите в ж**у, я так чувствую, я так вижу и в это верю. И я знаю, что здесь есть новаторство. Когда мне выражают сожаление о моей немощности, старости – у меня обид по этому поводу нет. Я знаю, что я могу и чего не могу. И я знаю, военная картина собрать огромную кассу сегодня в нашем обществе, изуродованном современным отечественным кинематографом, не может по определению. Если мы снимаем только то, что приносит деньги, – ради Бога! – оставайтесь с "Яйцами судьбы". Но что из вас потом вылупится – посмотрим", – заявил Михалков.
Эксперты указывают, что вряд ли от нового творения Михалкова можно было ждать кассы. Как заявил "Интерфаксу" директор Российского института культурологии, киновед Кирилл Разлогов, "Цитадель" изначально не могла собрать в прокате большую кассу, так это – типичный случай артхаусного кино. "Еще первая часть "Утомленных солнцем-2" показала, что перед нами – образец настоящего авторского кино, и значит, судить его по тем же меркам, по каким судят мейнстрим, нельзя, – сказал Разлогов. – Зрители изначально ошиблись, приняв это кино за трэш, но потом подавляющее большинство зрителей поняло свою ошибку и на вторую часть уже не пошло. Все-таки артхаус – это кино не для всех. Так что у него нормальная прокатная судьба, никакого провала нет".
"Всякий зритель, направляясь развлекаться, хочет, чтобы к нему проявляли уважение, неважно – в кино ли, в театре ли, на выставке ли, – комментирует кинорежиссер Виталий Манский. – А в случае с Михалковым все получилось наоборот – он настолько презирает зрителя, он до такой степени неблаговидно вел себя все последние годы, что зрители не могли этого не почувствовать. Вот и ответили".
"В такой ситуации говорить о провале – по меньшей мере непрофессионально. Так могут говорить лишь люди, которые не ориентируются в ситуации, – комментирует генеральный продюсер студии "Тритэ", генеральный продюсер "Утомленных солнцем-2" Леонид Верещагин. – Во-первых, пятое место в прокате – это совсем не провал, это нормально, когда у тебя в конкурентах суперблокбастеры – "Форсаж-5", "Тор" и другие. Во-вторых, в нашем случае мы и не рассчитывали на быстрые деньги – фильмы такого рода не могут собрать кассу мгновенно, и делать выводы на основе одного уикенда нельзя".
"Все российские амбициозные фильмы собирают катастрофически маленькие деньги, и это стало уже настолько привычным делом, что продюсеры избрали новую тактику защиты – объясняют, что так и было задумано, – прокомментировал ситуацию кинокритик, почетный президент Международной ассоциации кинокритиков Андрей Плахов. – Причин того, что зритель не пошел на "Цитадель", – множество, но самое главное объяснение – это качество".
"Чтобы фильм собрал хорошую кассу, он должен быть в первую очередь качественным, хотя, конечно, мы знаем и обратные примеры, когда негодное кино собирало хорошие деньги, но это уже другая история – рассказал Плахов. – Это, как правило, фильмы из сферы массовой культуры, а "Утомленные солнцем-2" претендуют на другое. Есть и другие объяснения – неправильный промоушн, невысокий профессионализм прокатчиков, но они уже второстепенные".