"Новая газета", пристально следившая за расследованием таинственной аварии с участием жены министра внутренних дел России, восстановила картину произошедшего. Издание подчеркивает, что для этого информацию пришлось буквально собирать по крупицам – она была засекречена вплоть до того, что отчет о ДТП, в котором погибли два человека, просто не попал в официальные сводки. Но и теперь, когда благодаря СМИ об этой VIP-аварии знает общественность, следствие всеми силами пытается закрыть дело, оставив виновных безнаказанными.
Столкновение произошло на 21-м километре Калужского шоссе Московской области 31 июля 2010 года в 23:15. Из области по направлению к городу следовал "ВАЗ-2104" темно-синего цвета, принадлежавший предприятию по ремонту лифтов в Подмосковье "Лифтек". Дежурные ремонтники Виктор Абасев и Ратмир Николаев ехали на аварийный вызов в поселок Мосрентген. Когда их машина на Т-образном перекрестке начала разворачиваться влево, в сторону Мострентгена, в борт "четверки" врезался шедший из города в область серый Volkswagen Multivan. В результате оба рабочих-ремонтника погибли.
Руководитель Московского отделения Федерации автомобилистов России Сергей Канаев располагает данными, что "четверка" поворачивала на перекрестке под загоревшуюся стрелку налево, так что поток должен был пропустить поворачивающих. Однако Volkswagen Multivan, который, как выяснилось, принадлежит автопарку МВД, проигнорировал правила движения. По имеющимся сведениям, в тот день он был оснащен "мигалкой" – Канаев утверждает, что располагает фотографиями в подтверждение.
Как установила "Новая газета", этот Volkswagen часто использовался в качестве машины сопровождения в кортеже главы МВД Рашида Нургалиева, а той ночью в ней ехала жена министра Маргарита Нургалиева со своей подругой и водителем. Они были доставлены в больницу.
Правоохранительные органы пытались тщательно скрыть участие министерского микроавтобуса и жены Нургалиева в ДТП со смертельным исходом. Следы аварии – даже те, что оставили протекторы шин, по рассказам местных жителей, были зачищены уже к утру. С места события были демонтированы все видеокамеры, дежурившие на перекрестке сотрудники ГИБДД отказывались отвечать на вопросы. Более того, по странному стечению обстоятельств, в начале августа находившийся неподалеку от места аварии небольшой вещевой рынок подвергся опустошительному рейду милиции. Таким образом "убрали" возможных свидетелей.
О том, что в VIP-авто была жена главы МВД, "Новая газета" узнала от родственников и коллег погибших рабочих. По их словам, беседовавшие с ними в рамках проверки обстоятельств ДТП следователи прямо в лоб спрашивали: "А погибшие были в курсе того, что в машине ехала жена министра?"
Поведали они и о других странностях. Так, одному из коллег Абасева и Николаева, которые через пару дней после аварии пытался выяснить в местном батальоне ГИБДД какие-либо подробности, позвонила на мобильник девушка, представившаяся журналисткой. Она назначила встречу и настойчиво интересовалась тем, что удалось узнать у милиционеров. Причем девушка не предъявила удостоверение и не смогла назвать издание, в котором работает. Как отмечает газета, на тот момент ни одно СМИ еще не было в курсе этого ДТП.
"Новая", со своей стороны, направила несколько запросов в Главное следственное управление ГУВД по Московской области, начальнику подмосковного ГИБДД, руководителю ГИБДД России и непосредственно – в МВД. Областная ГИБДД подтвердила лишь сам факт аварии с участием "ВАЗ-2104" и Volkswagen Multivan, но ни о ведомственной принадлежности последнего, ни о пассажирах иномарки в ответе не говорилось ни слова. От ГИБДД России и МВД вообще не последовало никакой реакции, пишет газета.
Тем не менее ей удалось добыть фотографии машин после аварии. "Четверка" находилась на штрафстоянке в подмосковном Климовске. Правый борт был смят страшным ударом. По словам родственников погибших, тела вырезали пилой и специальными ножницами сотрудники МЧС. Volkswagen находился в одном из гаражей, принадлежащих МВД, у него был смят капот и бампер.
Несмотря на все собранные журналистами факты, ведомственную принадлежность микроавтобуса официально подтвердили только после запроса депутата Госдумы Александра Хинштейна в милицию и Московскую областную прокуратуру. При этом присутствие жены министра в салоне автомобиля так и не зафиксировано ни в одном документе – Хинтштейн, по его словам, получил лишь устное подтверждение от руководства прокуратуры.
В ответе на запрос депутата также было сказано, что проблесковых маячков на Volkswagen Multivan установлено не было, по крайней мере, обнаружены они не были.
Спустя полгода после ДТП стало известно, что по результатам доследственной проверки в возбуждении уголовного дела было отказано. Данное решение может означать лишь одно: ответственность за аварию решили списать на погибших рабочих, пишет "Новая газета". Задачу следствию облегчило то, что, в отличие от других подобных VIP-аварий, родственники погибших – люди бедные и живут далеко от Москвы.
Это среди прочего позволило следователю Наталье Харитоновой вообще не знакомить родственников с материалами проверки, вопреки Конституции РФ и официальной позиции Конституционного суда. В частности, сестра погибшего Николаева множество раз пыталась попасть на прием к Харитоновой, но та всякий раз отказывала, ссылаясь на различные дела. Общаться с журналистами она тоже не захотела, предложив прислать письменный запрос.
К делу был подключен юрист Ассоциации "АГОРА" Ильнур Шарапов, согласившийся представлять интересы сестры Ратмира Николаева. Он написал на имя следователя Харитоновой ходатайство, в котором просил предоставить для ознакомления материалы проверки. Та приняла запрос, обещая вынести решение по нему на следующий день. Но решения не дождались ни тогда, ни после.
В итоге 15 февраля Шарапов направил в Тверской районный суд Москвы жалобу на бездействие следователя с требованием обязать должностное лицо ознакомить адвоката с результатами доследственной проверки.