Обострившуюся в последние недели пресс-активность замглавы партии "Сильная Украина" Александры Кужель традиционно связывают с попыткой заработать политические очки для партии "Сильная Украина" и ее председателя Сергея Тигипко, пребывающих одновременно и во властных структурах, и в "полуоппозиции" к нынешнему правительству. Однако эксперты считают, что причина более прагматична – миллионные потери от прикрытия нелегальных бизнес-схем. В частности, речь идет о пресечении нелегального ввоза товаров в Украину через Одесский морской порт.
Острый интерес Кужель к Одессе проявился еще в 2003 году. Она четко отстроила нелегальную схему ввоза импортных товаров по заниженной таможенной стоимости, а также отладила контрабандные схемы, благодаря которым получала миллионные доходы.
В свое время сменивший Кужель на посту главы Госкомпредпринимательства Михаил Бродский заявил, что она, пребывая в должности, отстаивала интересы нелегального бизнеса. "С Кужель расхожусь в главном. Я поддерживаю только легальный бизнес, – заявил Бродский. – Я считаю, что все должны работать в одинаковых условиях и считаю, что контрабанду нужно остановить, иначе наши предприятия не заработают. Она же отстаивала интересы в основном нелегалов".
Но с 2010 года нелегальные схемы перестали работать. Южная таможня неоднократно возбуждала уголовные дела по схемам незаконного перемещения товаров через таможенную границу Украины. Одно из последних дел – перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля предприятием ТОВ «Міжнародний центр торгівлі» – это афилированная с Кужель компания. Общая стоимость предметов контрабанды по этому делу составила более 6 миллионов гривен. Впрочем, Малиновский районный суд Одессы (не без применения Кужель соответствующих рычагов) своим решением отменил постановление таможни о возбуждении уголовного дела. Прокуратура Одесской области подала апелляцию.
Еще по одному делу ведется досудебное следствие. Если бы контрабандная схема перемещения поддельных сигарет сработала, бюджет страны не досчитался бы 18,7 миллиона гривен акцизного сбора и 5,7 миллиона гривен налога на добавленную стоимость. Так что вполне вероятно, что выступая в роли спасителя предпринимателей, Александра Владимировна просто защищает свой черный бизнес.