Ряды деятелей культуры, отказавшихся от своих подписей под так называемым "письмом пятидесяти", поддерживающим первый приговор экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому, пополнила актриса советского кино Светлана Светличная, сообщает радио "Свобода".
В интервью радиостанции Светличная заявила, что "не помнит, чтобы участвовала в этих играх". "Знаете, у нас могут и подставить. Честное слово, мне всегда жалко людей, таких, как Ходорковский. Это люди с большой буквы во всех отношениях – экономически, политически. Ну, не повезло. Его держат, а другие гуляют. Это вот мое мнение. Все", – сказала актриса.
"Я вообще в первый раз слышу от вас, что я подписала это письмо. Я вообще не знала", – заверила она.
Очередной "отказ" стал результатом акции, которую проводит радиостанция. Корреспондент опрашивает всех, чьи подписи стоят под письмом представителей интеллигенции против Михаила Ходорковского, опубликованном в газете "Известия" в 2005 году.
Ранее от своих подписей в интервью "Свободе" отказались балерина Анастасия Волочкова и певец Александр Буйнов. Покидая "Единую Россию", Волочкова заявила как бы между прочим, что "письмо против Ходорковского подписала, потому что это было нужно партии, а не по собственному желанию". Вслед за ней от своей подписи под текстом отказался и Александр Буйнов, назвавший свой поступок "безумным", "за который стыдно".
От своих подписей также отказались знаменитый хирург Лео Бокерия, заявивший "Газете.ru", что "ничего против Ходорковского не подписывал", а подписал письмо за "независимость судебной системы", а также Народный артист СССР Владимир Зельдин, заявивший в интервью "Новой газете", что "никакого письма подписывать не мог". В свою очередь, еще один "автор" письма, олимпийская чемпионка Ирина Роднина сообщила, что также ничего не подписывала, а на момент составления письма и сбора подписей была в Сингапуре.
Кроме того, историк и писатель Антон Антонов-Овсеенко, прошедший сталинские лагеря, который не отказывается от своей подписи, сообщил, что подписывал совсем другое письмо.
Ученый-историк, которому в этом году исполнится 90 лет, сообщил, что писал в письме, что сочувствует Ходорковскому как человеку, но если он не уплатил налогов, то в других странах еще строже поступают. В ответ на замечание, что этих слов не было в письме, ученый согласился, что его ввели в заблуждение. Он подчеркнул, что не осуждал Ходорковского, а только сравнивал с другими странами.
Вместе с тем, некоторые из опрошенных подписантов не только не отказываются от своей подписи, но и по сей день согласны с текстом письма.
Художник Никас Сафронов заявил изданию, что никогда не отказывается "ни от друзей, ни от своих слов". "Я понимал, что это шаг политический, но я считаю, что нужно, чтобы в государстве был порядок", – сказал он.
Актер и режиссер Борис Токарев, известный зрителям по картинам "Два капитана", "Горячий снег", "А зори здесь тихие", заявил: "Если я подписываю, то никогда не отказываюсь от того, что я делаю". "Это было мое отношение к той ситуации", – пояснил актер.
Знаменитый актер, глава Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин заявил, что, когда подписывал письмо, говорил о том, что пускай суд решит. Он не жалеет о своей подписи: "Как американцы говорят, все преходяще, кроме налогов и смерти. Вот, пожалуйста, проверьте каждого и определите. Действительно, ведь в Америке налоговое преступление считается самым ужасным в биографии".
При этом Калягин признает, что ему тяжело сейчас говорить об этом, когда он "видит крайности, когда уже немножко зашкаливает – даже человеческое понимание, как быть дальше, как жить дальше и так далее".
"Я думаю, что здесь все это скоро решится. Я надеюсь просто, что решится хорошо. Не будем расшифровывать, но мне кажется, должно решиться положительно. Каким образом – это уж я не знаю. То есть я могу только догадываться", – сказал Калягин.
Напомним, что среди подписавших письмо по поводу первого приговора Ходорковскому были также Георгий Гречко, Станислав Говорухин, Валентин Юдашкин, Алина Кабаева, Александр Розенбаум. Все они в категорической форме отрицали политический подтекст громкого судебного процесса и подчеркивали справедливость приговора. Письмо появилось после того, как другие деятели культуры потребовали признать Михаила Ходорковского политзаключенным. Кто именно написал текст обращения и кем была инициирована его публикация в прессе – так и осталось загадкой.