Фармкомпания Moderna во время переговоров о покупке вакцины, которые проводило Министерство здравоохранения, предлагала Украине условия, которые были неприемлемы по срокам поставки, сообщил министр здравоохранения Максим Степанов.
«Не было никакого контракта на закупку Модерны. У нас были контакты с этой компанией, но те условия, которые они предложили, в первую очередь, по срокам поставки, нас не устроили», — сказал он в эфире программы «Хард» с Натальей Влащенко на канале «Украина24» во вторник вечером.
«Мы общались с двумя американскими компаниями – Pfizer и Модерной. С Модерной мы никуда не продвинулись, потому, что сроки поставки, которые они нам предложили, были неприемлемы. Сроки, объемы которые они нам предлагали, я даже о ценовых показателях не говорю, нас не устроили», — сказал он.
Степанов подчеркнул, что с Pfizer Минздрав начал общаться в августе 2020 года.
«Это была тяжелейшая история, мы не могли их пробить. Движение после моего разговора с министерством здравоохранения США хоть как-то начало двигаться в этом направлении, но они предлагали сроки поставки не раньше третьего квартала 2021 года в лучшем случае», — сказал он.
Степанов отметил, что переговоры с Pfizer шли «очень медленно» до телефонного разговора президента Владимира Зеленского с директором этой фармкомпании.
«Что касается Pfizer, то движение пошло по 10 млн доз только после разговора президента (Зеленского — ИФ) с гендиром Pfizer. Мы подписали контракт и уже перечислили деньги. Мы подписали контракт на 10 млн доз, а затем уже силами министерства добили его до 20 млн доз», — сказал он.
Степанов также отметил, что в контактах с компанией Pfizer «действительно помогали ряд израильских граждан в лоббировании интересов Украины в компании Pfizer для того, чтобы мы подучили контракт со сроками поставки как можно раньше».
Он также отметил, что информировал премьер-минстра Дениса Шмыгаля о проблемах с поставкой вакцины AstraZeneca из Индии.
«О том, что у нас проблема с поставкой вакцины из Индии и о том, что нам дали разрешение только на 500 тыс. доз и нам нужно выбить остальные я написал письмо премьер-министру в первых числах марта», — сказал он, отметив, что вопрос вакцин рассматривался правительством «каждую неделю».
Вместе с тем, Степанов отметил, что «были напряженные моменты, например, потому, что госпредприятие МЗУ в прошлом году провалило закупку АРВ терапии и мы были вынуждены закупать препараты в срочном порядке».
Комментируя расход средств из ковидного фонда, Степанов отметил, что его «распорядителем был Минфин, а Минздрав, как и все остальные министерства, подавал свои предложения».
«Мы подавали предложения, куда мы собираемся потратить деньги, но уже к июлю месяцу деньги по распределению у нас закончились», — сказал он.
По словам Степанова, для приобретения вакцин в 2022 году и в 2023 году их нужно покупать уже в 2021 году.
«Поэтому в госбюджете я просил (на вакцины — ИФ) 15,1 млрд грн, а получил 3,9 млрд», — сказал он.
Как сообщалось, Верховная Рада во вторник поддержала представление об увольнении министра здравоохранения Максима Степанова с должности. Представление о его увольнении 14 мая внес в парламент премьер-министр Денис Шмыгаль. Накануне во время заседания парламентского комитета здоровья нации, медпомощи и медстрахования Шмыгаль сообщил, что основной причиной представления на увольнение Степанова является срыв кампании по вакцинации от COVID-19, неудовлетворительные темпы вакцинации и поставок вакцин. При этом председатель парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия подчеркнул наличие конфликта между Шмыгалем и Степановым, отсутствие «нормального диалога с премьер-министром» и сотрудничества с профильным комитетом Рады.
В свою очередь, Степанов уточнил, что переговоры о закупке вакцин в июле 2020 года были начаты с компанией Sinovac, в августе 2020 года Минздрав начал переговоры с компаниями Pfizer, Moderna, AstraZeneca, Novavax , Sinopharm и Johnson&Johnson.