В Украинском институте национальной памяти (УИНП) считают, что дискуссия, стоит ли 8 Марта оставлять выходным днем, не столь важна, как то, какими смыслами будет наполнена эта дата.
«Традиция празднования отдельной даты, которая бы акцентировала внимание на отсутствии равенства между мужчинами и женщинами (прежде всего в вопросах избирательных и трудовых прав), появляется в начале ХХ века в США по инициативе местных феминисток и социалисток. Полноценно на международном уровне этот день отмечается с 1975 года, когда ООН приняла соответствующее решение», — говорится в сообщении пресс-службы УИНП.
В ведомстве подчеркнули, что к появлению этого дня СССР не имел никакого отношения, поэтому это не коммунистический и не советский праздник, хотя позже он вошел в своеобразный «канон праздников советского человека».
«Дискуссия, стоит ли 8 Марта оставлять выходным днем, не столь важна, как то, какими смыслами будет наполнена эта дата. Будет ли продолжаться советская и постсоветская традиция «праздника весны и красоты»? Будет ли это возможность поразмышлять, какие права получили женщины в мире за более, чем 112 лет, после того как в США впервые был провозглашен Национальный женский день», — отмечают в Институте.
УИНП подчеркивает, что выхолащивание сути 8 марта в СССР — вполне закономерное, «ведь в тоталитарной стране не шла речь о реальной и последовательной борьбе за права человека».
«То, способны ли мы сегодня на уровне публичных обсуждений качественно изменить фокус в подходе к этому международному дню, — также является индикатором движения нашей страны от советского прошлого к зрелому европейскому обществу… Поэтому 8 марта — хороший повод осмыслить, в чем реальность отличается от деклараций, где действительно есть прогресс, а в чем украинские женщины до сих пор вынуждены отстаивать свои права», — добавляют в Институте.