велта

Экспресс «Лондон-Сухуми»: британская разведка с абхазским акцентом

Долгое пребывание Британии на просторах Китая не прошло бесследно. И без того богатый арсенал англо-саксонских хитростей и уловок пополнился китайской экзотикой, что позволяет Англии уж который век оставаться в числе мировых лидеров. Умелое слияние западной методичности и восточной гибкости - секрет успеха британских спецслужб и дипломатов.

Ярким тому примером может служить Абхазия. Небольшая республика идеально иллюстрирует применение двух принципов из разных культурных традиций. Еще с 70-х годов западные державы делали все возможное, чтобы воспитать и усилить сепаратистские настроения в национальных республиках, твердо следуя римскому принципу ВВВВВВВ«разделяй и властвуйВВВВВВВ». Традиционно сильные западные страны имели свои сферы интересов. Германия более активно работала по Украине и Молдавии, американцы занимались Средней Азией. Британцы занялись Кавказом.

С тех пор изменилось многое: обстановка в мире, расстановка сил, не стало и СССР. Но хорошо начатая работа продолжает идти и приносить свои плоды. Тут-то Британия и применила восточную мудрость из притчи об умной обезьяне, которая с холма наблюдала за схваткой двух тигров в долине.

На Кавказе британская шпионская сеть раскинута очень широко. Нет такой республики, в которой бы не действовала британская НПО с обтекаемыми целями, финансированием от британского МИДа и связей в правительстве.



Фасад здания, где расположена штаб-квартира ВВВВВВВ«Ресурсов примиренияВВВВВВВ» в Лондоне, 106 Берли роуд

Центральным звеном в британской резидентуре на Кавказе является НПО ВВВВВВВ«Ресурсы примиренияВВВВВВВ» (РП). Ее название как нельзя лучше отражает британскую позицию в свете упомянутой притчи: эта организация появляется там, где два тигра вступают в схватку, и спокойно наблюдает с холма. Но как только тиграм надоедает драться, и они подходят к какому-то согласию, хитрая обезьяна вспоминает уроки древних римлян вЂвЂњ и находит способ их разделить. Руководителем РП на Кавказе является доктор Рейчел Клогг, которая ранее долго работала в религиозной организации ВВВВВВВ«Квакерский совет на службе обществуВВВВВВВ». О том, какое место занимают международные религиозные организации в работе спецслужб написан не один том. Клогг не осталась в стороне вЂвЂњ она работала на Кавказе с конца 80-х, все это время старательно собирая информацию о ситуации в Абхазии изнутри, обзаведясь многочисленными друзьями и создав целую сеть околополитических НКО, существующих на гранты из-за рубежа. Руководят этими организациями, в основном, женщины вЂвЂњкак правило, незамужние и уже немолодые.



Рейчел Клогг со старшим научным сотрудником британского ВВВВВВВ«Института международных стратегических исследованийВВВВВВВ» Оксаной Антоненко на семинаре по Евразийской безопасности в Лондоне

По информации источника, команду активистов формировали два человека: почетный консул Абхазии в Великобритании Джордж Хьюитт и Рэйчел Клогг.

Консул Джордж Хьюитт, по всей видимости, является связующим звеном между правительством Великобритании и высокопоставленными абхазскими чиновниками. Звание почетного консула было ему пожаловано еще в 1992 году Владиславом Ардзинбой. В сущности, эта должность не накладывает на Джорджа никаких обязательств, поскольку официальных дипломатических отношений у Великобритании с Абхазией нет. Однако она дает ему право быть почетным гостем в самых высоких кабинетах РА. Ближе всех Хьюит сошелся с представителями МИДа вЂвЂњ министром Дауром Кове и его замом Каном Танией, а также бывшим министром Сократом Джинджолия. Кроме того, по протекции британца были назначены заместитель министра культуры Батал Кобахия и помощник Президента РА Иракли Хинтба.



Дж.Хьюитт на Черкесском конгрессе в Стамбуле, 2012 г.

Все перечисленные чиновники так или иначе связаны с абхазским ВВВВВВВ«Центром гуманитарных программВВВВВВВ» вЂвЂњ оплотом британского присутствия в республике. Именно из-под его крыла вышли такие замечательные организации, как ВВВВВВВ«Ассоциация женщин АбхазииВВВВВВВ» Нателлы Акаба и ВВВВВВВ«Женщины в политикеВВВВВВВ» Ирины Агрба, а правозащитница Лиана Кварчелия перешла работать в ВВВВВВВ«Ресурсы примиренияВВВВВВВ» под начало Рейчел Клогг. Долгое время ЦГП возглавлял сам Батал Кобахия, но феминизация сыграла свою роль и его место заняла одна из самых известных гражданских активисток Абхазии Арда Инал-Ипа, еще одна протеже доктора Клогг. По сути, женщины, возглавляющие эти НПО, выполняют роли агентов влияния британской разведки. По имеющейся информации, сам британский посол в Грузии не раз приезжал на мост через Ингури, чтобы лично пообщаться с подопечными Клогг.

Цели перечисленных организаций ясны и понятны: на деньги от зарубежных спонсоров продвигать необходимую повестку в правительство. Благо, там союзников полно: тут тебе и МИД, тут тебе и минкульт, тут и аппарат президента. Как оказалось, даже министерство обороны вовлечено в сферу влияния британских спецслужб.

Красивая пара генерала Беслана Цвижбы и красавицы-ведущей Анны Гуния выглядит прямо-таки образцовой абхазской семьей.



Семья Беслана Цвижбы в Новом Афоне

Еще бы: муж вЂвЂњ герой войны, первый заместитель министра обороны с перспективой возглавить оборонное ведомство. Жена вЂвЂњ популярная телеведущая, которая в каждом интервью не устает признаваться в любви к своей семье и родине. Однако на деле все отнюдь не так радужно.

Дело в том, что Анна Гуния вЂвЂњ женщина сильная и амбициозная, даже баллотировалась в депутаты городского совета Сухума от 10 округа. В круг ее тесных знакомств входят и уже упомянутая Арда Инал-Ипа, и Ирина Агрба, а сама она не раз высказывалась в пользу европейского разворота, словно забыв о том, какую позицию занимает официальный Запад по абхазскому вопросу. Ирина Агрба вЂвЂњ частый гость в доме Цвижбы, а для детей она почти родная тетя, даже репетировала их по истории. В свое время именно Анна Гуния устроила подругу на АГТРК, но долго она там не продержалась. Кроме того, известно о дружеских отношениях Гунии с дочерью консула Хьюитта Гундой. Будучи хладнокровной и рассудительной дамой, четко осознавая свои цели и средства их достижения, Анна Гуния замечательно подошла на роль агента.

При этом, ее муж, напротив, вЂвЂњ человек вспыльчивый, но недалекий. Все хорошее, что о нем известно широкой общественности, известно непосредственно от Гунии. В реальности Беслан Цвижба злоупотребляет алкоголем, и в узких кругах о его взяточничестве ходят легенды. Профессионального военного образования генерал не имеет, и к боевому планированию его не допускают. Цвижба сосредоточен на монетизации вверенных ему военных санаториев и территорий воинских частей, взятках за направление абхазских юношей в российские военные ВУЗы и попытках подняться как можно выше по карьерной лестнице. Гуния, по словам свидетелей, имеет на своего мужа практически неограниченное влияние, однако относится к нему с плохо скрываемым презрением.



Анна Гуния и Беслан Цвижба

Так через жену заполучили и мужа. Вряд ли случайным в такой ситуации выглядит внезапное изменение взглядов первого заместителя министра обороны с ультрапатриотических на прозападные. При этом любовь к Европе отнюдь не помешала чете устроить своего сына в Военный университет в Москве. Видимо, они тоже усвоили древнюю мудрость: в мутной воде рыба ловится лучше. Не случайно Беслан Цвижба всерьез рассчитывает занять пост министра обороны после ухода Кишмарии вЂвЂњ вероятно, ВВВВВВВ«где надоВВВВВВВ» за него уже замолвили словечко. Сам же он вряд ли догадывается о том, какую роль ему отвели в этой операции.

Генерал Беслан Цвижба

Между тем, военные секреты утекают широкой рекой, а британские шпионы уверенно делают свое дело. Они получают информацию из первых рук, влияют на принятие законов и даже сами назначают чиновников вЂвЂњ красивая операция спецслужб в классическом стиле. Доктор Клогг под легендой гуманитарных программ создала целую сеть агентов влияния: они продвигают повестку, готовят кандидатов во власть и имеют выход на СМИ. Тех, кто оказался наверху, подхватывает и ведет Хьюитт. Увенчать эту долгую комбинацию может назначение собственного министра обороны, что даст Западу фактический контроль над Абхазией.

И пока тигры дерутся, Лондон примеряет абхазский алмаз в британскую корону.