Украина сделала первый шаг к созданию совместного авиапространства с ЕС. Стороны согласовали часть условий договора "Об открытом небе" и обещают, что уже до конца года документ будет подписан. Для пассажиров это означает больше возможностей для путешествий и снижение цен на авиабилеты вследствие прихода в страну новых лоукост-компаний. Правда, в полную силу договор заработает в лучшем случае через три года – Украина добивается введения переходного периода, передает "Коммерсант- Украина" в материале "Планы идут на посадку".
Еврокомиссия (ЕК) и Украина договорились об основных принципах создания общего авиационного пространства – так называемого договора "Об открытом небе", заявил вчера на авиафоруме Routes CIS 2013 в Донецке первый заместитель министра инфраструктуры Константин Ефименко. Седьмой раунд переговоров между сторонами прошел около двух недель назад.
"На них были согласованы методы внедрения Украиной требований ЕС, а также условия работы авиакомпаний", – рассказал Паоло Беррино, пресс-секретарь еврокомиссара по вопросам транспорта Сиима Калласа.
Стороны обещают подписать соглашение до конца года. Очередной раунд переговоров – восьмой – назначен на 21 и 22 октября.
"Прогресс в этих переговорах покажет, будет ли раунд финальным. Но если этого не случится, мы настаиваем на том, чтобы переговоры завершились до конца 2013 года", – говорит Паоло Беррино.
Ефименко говорит, что Украина рассчитывает на подписание договора уже в октябре-ноябре.
Украина готовилась к подписанию договора "Об открытом небе" с декабря 2007-го и к 2011 году провела пять раундов переговоров, когда Борис Колесников (на тот момент – вице-премьер) внезапно заявил, что соглашение может быть подписано лишь в случае отмены Евросоюзом визового режима для украинцев. В ЕК возразили, что эти вопросы не связаны между собой. Однако процесс переговоров пришлось возобновить в прошлом году: на подписании договора настоял президент Виктор Янукович.
"Сейчас наша задача – защитить интересы отечественных авиакомпаний", – подчеркнул Ефименко.
Украина предлагает ввести адаптационный период для своих авиакомпаний – часть норм договора о совместном авиационном пространстве (САП) должна вступить в силу лишь спустя 1,5-2 года после подписания договора.
"В ЕС работают мощнейшие авиакомпании – Lufthansa, British Airways, а также быстроразвивающаяся Turkish Airlines. Наши перевозчики не имели возможности настолько вырасти, и им необходимо время, чтобы адаптироваться к новым условиям",— рассказал господин Ефименко. Украина также настаивает на получении пятой степени свободы на европейском рынке – права выполнять полеты из европейских аэропортов. Например, летать по маршруту Киев-Мюнхен-Париж-Киев.
Паоло Беррино говорит, что обе стороны согласны с тем, что пункты договора должны вводиться постепенно.
"Это не вопрос уступок, а скорее совместная нацеленность на то, чтобы завершить адаптацию как можно быстрее и затем пользоваться взаимными преимуществами", – говорит пресс-секретарь еврокомиссара.
Следует отметить, что САП позволит авиакомпаниям Украины и ЕС получить беспрепятственный доступ на маршруты между странами. Сейчас эти отношения регулируются межправительственными соглашениями.
В Украине опасаются, что открытие воздушного пространства страны для перевозчиков из Европы причинит вред украинским авиакомпаниям.
"САП должно оказать положительное воздействие на развитие украинских аэропортов и транзитного потенциала страны. Но есть и риски для наших авиакомпаний и аэропортов. У украинских пассажиров сейчас недостаточно денег для активных авиапутешествий, кроме того, остается вопрос ограничений из-за визового режима со странами ЕС. Также есть риск, что европейские компании будут попросту вывозить отсюда пассажиров в свои хабы в ЕС", – отметил первый заместитель главы Госавиаслужбы Александр Гречко.
Еще одна проблема – украинские перевозчики пока не открыли дальнемагистральные программы полетов из Украины, что напрямую влияет на транзитный потенциал "Борисполя" и их пассажиропоток, добавляет Константин Ефименко.
"Сейчас наша единственная проблема – невозможность для украинских авиакомпаний летать в США. В ноябре мы рассчитываем уладить этот вопрос, получив разрешение от властей Штатов. Кроме того, МАУ уже получают в первых числах августа первый B767, и до конца года в распоряжение компании поступят еще два таких самолета. Очень надеемся, что они смогут летать в города США. Это увеличит количество пассажиров и превратит наш аэропорт в хаб", – заявил Константин Ефименко.
На самом деле полная либерализация рынков ЕС и Украины возможна не раньше чем через три-четыре года. Осенью планируется утвердить только текст соглашения. В следующем году договор может быть подписан, после чего его должны ратифицировать все члены ЕС и Украина – на это уйдет не менее полутора лет, рассказал источник в Министерстве инфраструктуры.
Что касается этапов соглашения, то на первом из них предполагается внедрение третьего и четвертого уровней свобод для авиакомпаний – то есть снятие ограничений по количеству назначенных перевозчиков и частот между странами. На этом этапе Украина должна привести свое законодательство в сфере авиации в соответствие с европейским.
"В ЕС должны проверить все это, утвердить, и только потом можно будет приступить ко второму этапу – внедрению пятого уровня свобод", – объяснил собеседник.
Для украинских аэропортов жизненно необходимо принятие САП, так как это может повлечь за собой приход лоукостеров и увеличение пассажиропотока, отмечает генеральный директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий. "Но для авиакомпаний же лучше, чтобы договор максимально долго не подписывался. И в данной ситуации действительно нужен компромисс, а ЕК в этом случае достаточно гибкая: любое снятие ограничений идет на пользу европейским перевозчикам", – добавляет господин Ланецкий.
Хотя ЕС и согласился с рядом предложений украинской стороны, до сих пор не решен принципиальный вопрос сертификации в отношении безопасности. "Украинские власти ожидают принятия окончательной позиции и обсуждения ее во время следующего раунда переговоров", – заявил Паоло Беррини.
Все это время основным препятствием для подписания договора о САП со стороны ЕС был технический вопрос несоответствия систем сертификации самолетов в ЕС и Украине. Киев настаивал на допуске на рынок авиаперевозок и работ в рамках САП части парка сертифицированных в Украине воздушных судов украинской регистрации (разработки Украины и СССР). Но в ЕК настаивали на том, чтобы, согласно регламенту ЕС N216/2008, из украинского госреестра гражданских воздушных судов были выведены все не сертифицированные Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) воздушные суда. "Антонову" сертификация каждого типа самолетов может стоить не менее 40 миллионов долларов в год.
В соглашении по САП вопрос сертификации решено не поднимать, рассказал генконструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива.
"Был вариант, чтобы Украина стала полноправным членом IOSA, но это невозможно по ряду причин. Насколько мне известно, этот вопрос решено рассматривать отдельно, – рассказал источник в Мининфраструктуры. – Ведутся переговоры о возможном подписании соглашения BASA (о взаимном признании сертификатов летной годности)".
"Украине не нужно "Открытое небо" с такими условиями, когда наши самолеты не могут летать. Это риск потери авиапромышленности вообще, в правительстве должны это понимать и не допустить", – подчеркнул Ланецкий.
Константин Ефименко заявил, что вопрос по "Антонову" относится к компетенции Минпромполитики.
"Не думаю, что Украина согласится на такие условия, это губительно", – говорит источник в Мининфраструктуры.