Четвер, 7 Листопада, 2024
ДодомуНовиниПольша требует от России вернуть 18 картин

Польша требует от России вернуть 18 картин

Варшава добивается от России возвращения 18 объектов культурного наследия, вывезенных немцами в Германию во время Второй мировой войны и попавших затем в советские музеи, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на польского министра культуры Богдана Здроевского.

По словам министра, сейчас Польша пытается вернуть из-за рубежа 31 произведение. 18 из них находятся в России, три – в Германии, четыре – в США. Картины в российских музеях были вывезены гитлеровцами из Польши в Германию в 1945 году, откуда попали в СССР. Большую их часть удалось выявить благодаря репродукциям на сайте ГМИИ имени Пушкина, где они обозначены как картины неизвестного происхождения. Часть работ находится в Художественном музее имени Радищева в Саратове.

"Для нас очень важно преодолеть практику невозвращения объектов культуры из России, и важно, что мы начинаем с бесспорных. Хочу, чтобы хотя бы одна картина была возвращена безвозмездно", – сказал министр в Варшаве на пресс-конференции о возвращении произведений искусства из России, организованной Центром польско-российского диалога и примирения.

Таким бесспорным объектом, по его мнению, является "Мадонна с младенцем и попугаем на фоне пейзажа" (XVI век) из Музея истории и искусства имени Бартошевичей в Лодзи. Эту картину в 1937 году в Вене приобрел Кароль Рамунд Эйзерт, после смерти которого наследники передали ее в музей. 19 января 1945 года немцы вывезли полотно в Саксонию, откуда оно попало в ГМИИ имени Пушкина в Москве.

По словам министра, переговоры с российской стороной осложняет исчезновение пострадавших польских коллекций и музеев, а также политические решения, принятые после войны. Согласно закону о перемещенных культурных ценностях 1998 года, Россия категорически отказывается возвращать "трофейное искусство".

В число таких произведений, хранящихся в ГМИИ, входит "Клад Приама", "Эберсвальдский клад", "Золото Меровингов" из немецких музеев. В настоящий момент директор ГМИИ Ирина Антонова, в свою очередь, добивается возврата из Эрмитажа в Москву коллекции импрессионистов.

Вопрос воссоздания Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), результатом чего мог бы стать переезд части коллекции Эрмитажа из Санкт-Петербурга в Москву, мог спровоцировать требования Польши о возврате 18 находящихся в России культурных ценностей, сказала журналистам в среду советник Эрмитажа Юлия Кантор.

Речь идет о произведениях искусства, вывезенных немцами в Германию во время Второй мировой войны и попавших затем в советские музеи. По данным польской стороны, они находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, директор которого Ирина Антонова и выступила с инициативой возрождения ликвидированного в 1948 году по приказу Сталина ГМНЗИ, а также в Художественном музее имени Радищева в Саратове.

"Это лишний раз подтверждает то, что мы сами внутри своей страны, внутри своих двух столиц даем повод для обострения не только в сфере культуры, но и в сфере политики – и вот характерный пример", – сказала эксперт, специализирующаяся, в частности, на вопросах трофейного искусства и перемещенных ценностей.

Об этой опасности ранее также говорил возглавляющий Эрмитаж Михаил Пиотровский, выступающий против переезда картин из Санкт-Петербурга в Москву.

Кантор отметила, что отношения между Россией и Польшей "никогда не были простыми". "Но в последнее время обнаружились де юре и де факто потепление в этих отношениях и возможность того самого диалога, и оно присутствует и в комиссии по сложным вопросам, которая работает между Россией и Польшей", – рассказала советник директора Эрмитажа.

По словам эксперта, вопросы по реституции послевоенного времени регламентируются законом о перемещенных культурных ценностях, который, правда, не всегда совпадает с с законодательством Европейского союза. По внутреннему законодательству претензии физических лиц Россия не принимает.

В 2008 году ГМИИ имени Пушкина уже приходилось передавать Германии шесть витражей из церкви Святой Марии (Marienkirche) во Франкфурте-на-Одере, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны.

МАТЕРІАЛИ У ТЕМУ

ПОПУЛЯРНЕ