Сегодня, 30 января, исполняется 90 лет со дня рождения знаменитого и всенародно любимого режиссера Леонида Гайдая.
Как пишет в своих воспоминаниях вдова Гайдая актриса Нина Гребешкова, он был не только сценаристом и режиссером, но и потрясающим актером, и так здорово играл комедийные роли, что режиссеры Иван Пырьев и Борис Барнет сползали с кресел от смеха.
Гайдай и сам не отрицал, что с юности мечтал о сцене и хотел быть именно актером, несмотря на свою природную застенчивость и то, что не выговаривал буквы "р" и "л". Он поступил в студию при Иркутском областном драмтеатре, которую окончил в 1947 году.
Несмотря на то, что он играл ведущие роли, полностью удовлетворен Гайдай не был. В 1949 году он поехал в Москву, где поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Александрова).
Гайдай не сразу обратился к комедии, свою первую совершенно серьезную картину Долгий путь (1956) он снял по сибирским рассказам Короленко. Но именно этот фильм позволил режиссеру Михаилу Ромму разглядеть в Гайдае дар комедиографа. Именно в мастерской Ромма появилась его первая комедия – Жених с того света (1958) с Георгием Вициным и Ростиславом Пляттом в главных ролях. Картину сочли слишком острой и пустили вторым экраном. Провалилась и следующая, идеологически выдержанная киноповесть Трижды воскресший (1960).
Гайдай впал в депрессию и уехал в Иркутск, к родителям, где, сидя на чердаке среди довоенных сатирических журналов, придумал новую комедию.
Когда, вспоминает Гребешкова, Гайдай прочитал ей "сценарий" девятиминутного фильма Пес Барбос и необычайный кросс, она, чтобы не расстраивать мужа сказала – "Потрясающе!".
Так и получилось, короткометражка о бегущих друг за другом Балбесе, Трусе и Бывалом, породила новый жанр в советском кинематографе – эксцентрическую комедию. Эти же герои, которых сыграли Вицин, Моргунов и Никулин, перекочевали в короткометражку Самогонщики(1962), Операцию Ы и другие приключения Шурика (1965) и Кавказскую пленницу (1966).
В 1968 году Гайдай снял картину Бриллиантовая рука, получившую Государственную премию в 1970 году. А в 1971 году на экраны вышла его мечта – комедия 12 стульев. Из 22 претендентов на роль Остапа он выбрал никому не известного Арчила Гомиашвили.
В 70-е годы Гайдай поставил еще две комедии, Иван Васильевич меняет профессию (1973) и Не может быть! (1975). В начале 80-х – За спичками и Спортлото-82, затем последовали фильмы времен перестройки – Опасно для жизни! (1985), Частный детектив, или Операция Кооперация (1989) и На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди (1992).
Всего, по подсчетам киноведов, совокупная аудитория фильмов Гайдая составила более 600 миллионов человек.
Умер Гайдай от осложнений после воспаления легких 19 ноября 1993 года. В 2006 году на родине Гайдая, в городе Свободный Амурской области, был открыт памятник кинорежиссеру.
В этом году интернет-компания Google отметила праздничным логотипом (дудлом) 90-летие со дня рождения Гайдая. Буквы традиционного логотипа Google на главной странице поисковика сегодня заменены на рисованный портрет режиссера, а также изображения Труса, Балбеса и Бывалого – знаменитых героев комедий кинорежиссера.