Основная цель данного законопроекта – создать нормативную базу для защиты жизненно важных систем и объектов государства от несанкционированного вмешательства через информационно-телекоммуникационные сети – кибератак. Вводится целый ряд новых понятий, которые ранее отсутствовали в национальном законодательстве: кибернетическая безопасность, объекты критической информационной инраструктуры, киберпреступность, кибертерроризм.
В пояснительной записке к данному законопроекту подчеркивается, что проблема защиты киберпространства от несанкционированного вмешательства в последние годы приобрела колоссальные масштабы. Например, США в 2010 году отнесли киберзащиту к одну из национальных приоритетов. Было даже создано специальное киберподразделение, главной задачей которого является защита кибернетического пространства государства. Аналогичные действия предпринимают Израиль, Китай, Франция, Россия и другие страны. Украина, как отмечают авторы законопроекта, все больше и больше интегрируется в мировые информационные системы и становится уязвимой для кибератак. В 2011 году, по экспертным оценкам, объем безналичных расчетов в украинской сфере Интернета увеличился вдвое и составил приблизительно $400 млн. В ближайшее время государственные и частные учреждения перейду к работе в формате «электронный документооборот», «цифровая подпись», «электронная декларация». Это приведет к накоплению колоссального объема информационных данных, плохо защищенных от несанкционированного вмешательства. А в последние годы в Украине значительно возросло количество киберпреступлений. Более того, украинское киберпространство преступники используют для атак на сети других государств (осенью 2011 года сотрудники СБУ арестовали пятерых киберпреступников, которые входили в состав международной организованной группы, атаковавшей иностранные финансовые учреждения).
Народный депутат Андрей Деркач, комментируя необходимость принятия этого закона, особо подчеркнул, что, как правило, объектами кибератак становятся стратегические объекты инфраструктуры государства – ядерные, химические, системы жизнеобеспечения больших мегаполисов, энергетические и транспортные системы. «При разработке данного законопроекта мы учитывали опыт стран, столкнувшихся с проблемой киберпреступности и кибертероризма в больших масштабах. Мы не ставили перед собой цели создать орган, который, условно говоря, борется с Интеренетом. Наша задача – на законодательном уровне начать процесс закрепления в законодательном поле базовых понятий и терминов защиты кибернетического пространства государства от кибрнетических угроз».
Один из авторов проекта закона о кибернетической безопасности Владимир Сивкович особое внимание обратил на то, что впервые предлагается законодательно закрепить проведение мониторинга и анализа потенциальных кибрнетических угроз и сделать противодействие таким угрозам важным направлением государственной политики в сфере национальной безопасности. «У нас, к сожалению, широко распространен стереотип о том, что есть благородные «кулхакеры», которые борются за свободу доступа к информации. Часто в этой связи упоминают группировку «Anonimus». Но почему-то забывают об обратной стороне медали – киберпреступности. А вследствие одной лишь кибератаки на бразильскую электростанцию (2009 год) была парализована работа десятков городов. Жизнь почти 60 миллионов людей оказалась под угрозой, поскольку не работали светофоры, лифты, связь. Поэтому кибертерроризм сегодня – это отнюдь не виртуальная угроза» – заявил Сивкович.