После полномасштабного вторжения в Украину действует ключевое ядерное противостояние, поскольку Киев подталкивает своих международных партнеров — прежде всего США к тому, чтобы поставить на колени одну из самых влиятельных и прибыльных стратегических отраслей Москвы. Предложенные международные санкции против ядерной промышленности Москвы пока еще не нашли поддержки, поскольку экспорт урана из страны все еще составляет значительную часть мировых поставок, особенно для реакторов советской конструкции. Но более тесное сотрудничество между Киевом и американскими ядерными компаниями, по мнению Украины, может решить проблему, пишет Newsweek.
Украина заключила соглашение о партнерстве с американским производителем Westinghouse Electric Corporation, чтобы перейти к западной ядерной инфраструктуре. Два реактора AP1000 планируется установить на Хмельницкой электростанции на западе страны, а два других реактора ВВЭР-1000 строятся там с использованием оборудования, полученного из Болгарии. Галущенко надеется, что переход Украины на новые реакторы и новые источники топлива для ВВЭР заинтересует другие европейские страны, все еще использующие реакторы российской разработки, в частности Венгрию, Словакию, Финляндию, Болгарию и Чехию.
Westinghouse уже работает над новыми проектами в Польше, Болгарии, Румынии и других европейских странах. Другая американская компания Holtec также работает с Украиной над созданием хранилища для отработанного ядерного топлива. По словам Галущенко, это дает США отличную возможность стать ключевым игроком в ядерном секторе Европы.
«Это означает, что мы [можем] разрушить зависимость и монополию России на поставку ядерного топлива», — сказал министр энергетики Украины Герман Галущенко в эксклюзивном интервью Newsweek.
Президент Владимир Путин и его чиновники неоднократно угрожали эскалацией с применением ядерного оружия, особенно в случае прямого вмешательства НАТО. Тем временем захват и оккупация Россией Запорожской атомной электростанции на юге страны означает постоянную опасность катастрофы.
«Все понимают, что это лишь вопрос времени, когда произойдет авария. Это может произойти уже сегодня. Проблема в том, что россиянам безразлично», — объяснил Герман Галущенко.
Украина давно добивается введения санкций против московской ядерной отрасли, но западные партнеры затрудняются, учитывая потенциальное влияние на мировые рынки ядерной энергетики. Нацеленность на российскую ядерную промышленность, добавил Галущенко, будет направлена на один из немногих оставшихся в России стратегических «интеллектуальных экспортов», учитывая долгую историю пребывания страны в авангарде ядерной промышленности и ее глобальное влияние.
Киев продвигает свой собственный атомный проект, чтобы еще больше усилить западную ядерную промышленность. В настоящее время Украина эксплуатирует четыре атомных электростанции и 15 реакторов, все из которых являются реакторами типа ВВЭР.
«Для Европы это также может быть очень важно в вопросе безопасности поставок», — сказал Галущенко, предполагая, что Украина является единственной страной, которая может легко обеспечить замену потери российской энергии.
Галущенко считает, что атака Москвы на украинскую энергетическую инфраструктуру с осени 2022 года была частично мотивирована новым экспортом электроэнергии Киева на запад.