В Верховной Раде появился проект изменений к закону о национальных меньшинствах. Его авторами в основном выступили «слуги народа»: Александр Корниенко, Евгения Кравчук, Сергей Бабак, Никита Потураев и другие.
Проект внесли в связи с выводом Венецианской комиссии, которая предложила привести закон в соответствие с Европейской конвенцией по правам человека и хартией региональных языков.
В проекте сразу оговаривается, что права нацменьшинств могут быть ограничены.
«Права, свободы и обязанности лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, могут быть ограничены в соответствии с законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности и общественного порядка, для предотвращения беспорядков или преступлений, для здравоохранения населения, защиты прав и свобод других лиц, если такое ограничение необходимо в демократическом обществе», — говорится в тексте документа.
Какой орган будет определять такую необходимость ограничения прав, не сообщается.
Второе важное изменение: Кабмин будет определять порядок признания населенного пункта таким, где «традиционно» проживают нацменьшинства или они составляют «значительную часть населения». О процентном соотношении не говорится, а значит, правительство сможет в ручном режиме регулировать присвоение такого статуса.
И только в населенных пунктах, которые получат этот статус, будут языковые послабления для нацменьшинств. В частности, для общения с органами власти и при использовании топонимических названий. Но и в подобных случаях методологию вводит Кабмин.
Еще одно послабление: в таких населенных пунктах разрешат распространение рекламы на языке нацменьшинств в объеме «не более, чем на государственном языке».
В пункте об образовании говорится, что государство будет гарантировать обеспечение бесплатными учебниками школьников, которые принадлежат к нацменьшинствам.
И главное в законопроекте: на русских его нормы распространяться не будут. В переходных положениях пропишут, что языковые послабления не распространяются на «язык государства-агрессора» — причем даже через пять лет после отмены этого статуса.