Прокуратура вместе с СБУ и Нацполицией идентифицировали находящиеся в Украине сотни тысяч россиян. Об этом сообщил руководитель департамента противодействия преступлениям, совершенным в условиях вооруженного конфликта, Офису генпрокурора Юрий Белоусов в интервью агентству Интерфакс-Украина.
Сообщается, что Украина не привлекает к уголовной ответственности российских военнослужащих только за факт пересечения границы, но проверяет их причастность к военным преступлениям, а военнопленные проходят условный скрининг.
«Есть соответствующие базы данных, где есть все идентифицированные россияне – военные, работники разведок. Не все из них совершали военные преступления. Это тоже важно понимать – к сожалению, пересечение границы военным во время вооруженного конфликта по международным стандартам не является преступлением. А мы ориентируемся на эти стандарты, для нас верховенство права имеет значение», — подчеркнул руководитель департамента.
Белоусов сообщил, что есть категория «потенциально подозреваемых» – их проверяют на причастность к совершению военных преступлений. Таких среди российских военных – десятки тысяч.
Есть официально подозреваемые в совершении военных преступлений – их сейчас 386.
«Из этих лиц по 225 направили обвинительные акты в суд, и из направленных в суд имеем 54 осужденных», — добавил Белоусов.
Руководитель департамента добавил, что есть среди них реально осужденные – не по заочной процедуре.
«Из 54 приговоров 15 – реальные, не «заочки». Как правило, это военные невысокого ранга, рядовые или офицеры низшего звена, потому что генералы не попадают во время боя в наши руки, хотя и погибают здесь, к счастью для нас», – уточнил Белоусов.
Военнопленных, причастность которых к военным преступлениям доказана, судят, а других содержат как просто пленных.
«Мы отрабатываем каждого военнопленного. Каждый из попадавших в наши руки проходил через специальную систему, условный скрининг. Если мы видим, что есть возможные признаки причастности к военным преступлениям, то начинаем копать глубже и выяснять. Далеко не у всех что-нибудь находим. Если это солдат, находящийся на нашей территории, но он не грабил гражданских, не пытал, не убивал, то его держат как военнопленного», — рассказал руководитель департамента войны.
По словам Белоусова, даже если российский военный причастен к военному преступлению, его все равно некоторое время держат вместе с военнопленными.
«Здесь мы никоим образом не нарушаем Женевских конвенций. То есть взятого в плен и обвиняемого держат в этих местах держание до момента приговора. Понятно, что если мы поместим его в СИЗО, то жизнь его будет короткой», — сказал Белоусов.
Как пояснил руководитель департамента, в категории подозреваемых за преступление агрессии все проходят по заочной процедуре.
«Речь идет о высшем военно-политическом руководстве. В магистральном деле по агрессии имеем 674 подозреваемых. Это так называемое элитарное преступление, подозреваемые — люди, которые имеют сверхвысокие должности. Есть 312 дел в судах по этой категории и 20 приговоров. Приговоры — в отношении депутатов Госдумы РФ», — отметил представитель Офиса генпрокурора.