Решение Международного уголовного суда (МУС) об ордере на арест президента РФ Владимира Путина в Кремле восприняли как «самый неожиданный шаг» Запада. Российские власти были не готовы к подобному развитию событий.
Об это рассказали источники «Медузы», близкие к администрации президента России. Отмечается, что ордер помешает пропагандистам и пиарщикам продвигать образ Путина в 2023 году.
Так, в преддверии президентских выборов его хотели показать как «борца с Западом», «защитника стран Латинской Америки и Африки от колониального угнетения» и «одного из главных лидеров многополярного мира». Однако для этого нужны были зарубежные поездки, которые теперь значительно ограничены. По словам источников в администрации Путина, в Кремле не совсем понимают, как можно «обеспечить безопасность» российского лидера в новых условиях.
«Даже СНГ перестает быть безопасным пространством», — объяснил один из источников.
Как известно, среди стран, ратифицировавших Римский статут МУС, есть, например, Таджикистан. Однако в Кремле сомневаются, что на арест Путина могут решиться страны, которые ранее входили в состав СССР, хотя «десятые, сотые доли процента [вероятности этого] всегда есть». В связи с этим президент РФ, вероятно, не поедет в страну, где есть хотя бы минимальный риск быть арестованным.
По словам собеседников, несмотря на войну в прошлом году Путин достаточно регулярно совершал зарубежные поездки. За 2022 году он посетил Таджикистан, Туркменистан, Иран, Узбекистан, Казахстан и Армению. Все эти поездки были очень важны для внутрироссийской пропаганды, ведь сигнализировали, что «у России друзей все равно больше, чем недоброжелателей» и страна остается «одним из столпов многополярного мира».
«Ограничения зарубежных визитов будут работать в противоположную сторону. До ордера выезды сочетались с поездками лидеров зарубежных стран в Москву. Теперь поддержать такую же частоту встреч не получится — нельзя постоянно приглашать всех к себе», — добавил один из источников.