Несмотря на то, что РФ постоянно проводит информационные операции, предполагающие, что белорусские войска могут присоединиться к российскому вторжению в Украину, такое вторжение остается маловероятным, говорится в отчете аналитиков Института изучения войны (ISW) за 11 декабря.
«Цель этих усилий – зажать украинские силы у границы с Беларусью, чтобы они не могли усилить украинские операции в других местах театра военных действий. Маловероятно, что Беларусь вторгнется в Украину в обозримом будущем, каким бы ни был ход этих информационных операций. Более того, белорусская интервенция в Украину не сможет сделать больше, чем временно отвлечь украинские сухопутные войска от других частей театра военных действий, учитывая крайне ограниченную эффективную боевую мощь, имеющуюся в распоряжении Минска», — указывается в отчете.
Кроме того, текущая поддержка Беларусью российской агрессии уже истощает белорусские силы, отметили аналитики. Речь в первую очередь идет о материальных возможностях белорусских вооруженных сил проводить собственные военные операции – в частности об истощении запасов техники и боеприпасов, которые передаются в распоряжение РФ. Кроме того, белорусские вооруженные силы, вероятно, столкнутся с ограничениями в своих возможностях по обучению действующих и новых военнослужащих, поскольку предоставляют ресурсы для обучения российских мобилизованных.
Отдельно аналитики отмечают, что деградация российских вооруженных сил из-за разрушительных потерь в Украине также помешает развертыванию белорусских механизированных сил для боевых действий вместе с российскими войсками. Отмечается, что теоретически белорусские силы должны иметь возможность действовать в объединенных подразделениях с российскими механизированными силами. В действительности же российские подразделения, с которыми вооруженные силы Беларуси отрабатывали слаживание, в настоящее время, вероятно, не имеют возможности действовать в объединенных формированиях с белорусскими силами и, вероятно, не могут эффективно действовать в совместных операциях. Белорусским силам, скорее всего, придется действовать вместе с плохо обученным мобилизованным российским персоналом, если они вступят в войну в Украине. Результат усилий по формированию и использованию таких объединённых подразделений в бою, вероятно, будет плохим.
Кроме того, на решение о возможности интервенции влияет внутренняя ситуация в Беларуси, подчеркивают в ISW. Ранее отмечалось, что Лукашенко не намерен вступать в войну в Украине из-за возможности возобновления внутренних беспорядков, если его аппарат безопасности ослабнет из-за участия в дорогостоящей войне в Украине. Лукашенко полагался на подразделения белорусских вооруженных сил в дополнение к белорусским службам безопасности для подавления народных протестов против его правления в 2020 и 2021 годах. Направление значительной части этого аппарата безопасности на войну в Украине, скорее всего, оставит Лукашенко открытым для новых беспорядков и сопротивления. Лукашенко также, вероятно, осознает, что вторжение в Украину подорвет его авторитет как лидера суверенной страны, поскольку будет очевидно, что усилия России по установлению полного контроля над Беларусью увенчались успехом.
Что касается ситуации на поле боя, то в отчете сообщается, что бои продолжаются на линии Святово-Кременная и в районе Лимана на фоне плохих погодных условий. Российские силы добились незначительных территориальных успехов вокруг Бахмута; и российские, и украинские источники сообщают о продолжающихся боевых действиях в этом районе. Украинские силы нанесли удары по Скадовску, Голой Пристани, Олешкам и Новой Каховке Херсонской области вдоль основных российских логистических линий, а также по российской военной базе в Мелитополе Запорожской области.