В случае вторжения России в страны Балтии Североатлантический альянс не решится на полномасштабный ответ.
Об этом один из лидеров российской оппозиции Гарри Каспаров рассказал в интервью РБК-Украина.
По словам Каспарова, формальное членство в НАТО не гарантирует реальной защиты. Он предложил представить сценарий, при котором 200-тысячная российская группировка подходит к границе Латвии.
«Они говорят: Латвия — член НАТО. Это бумажка. Абсолютная бумажка», — подчеркнул оппозиционер.
Каспаров напомнил о своем выступлении на Международном форуме по безопасности в Галифаксе, где, по его словам, задал европейцам прямой вопрос: есть ли у них приказ открывать огонь в случае перехода границы российскими войсками.
«Ответа нет. Потому что все знают ответ. Никто стрелять не будет», — заявил он.
По его словам, членство в НАТО оказалось фикцией.
«Потому что можно подписывать любые документы. Красивые, блестящие документы. Но должны быть люди, которые готовы следовать указаниям этого документа», — добавил оппозиционер.
По его убеждению, действенность пятой статьи НАТО зависит от политической воли руководства США.
Каспаров считает, что «пятая статья НАТО работает, когда в Белом доме находился Рейган (40-й президент США Рональд Рейган — ред.) или Картер (39-й президент США Джимми Картер — ред.)
«Но она не работает, когда там находится Трамп (президент США Дональд Трамп — ред.) или Байден (экс-президент США Джон Байден — ред.). Вот и все», — сказал российский политик.
Отдельно он высказал мнение, что Финляндия является менее уязвимой из-за хорошо подготовленной армии. Зато страны Балтии, по его оценке, остаются «реально беззащитными».
Каспаров также очертил возможный сценарий, который считает наиболее вероятным: не масштабное вторжение, а ограниченная операция.
В частности, речь идет о переходе границы небольшими подразделениями, например, несколькими сотнями спецназовцев, с захватом небольшого участка территории — условно в районе Даугавпилса в Латвии или Нарвы в Эстонии.
«И дальше проверяется: есть пятая статья или нет. К сожалению, мы знаем ответ», — подытожил он.