Иран приостановил взаимодействие с Международным агентством по атомной энергии в рамках Каирского соглашения от 9 сентября 2025 года, заявил глава Министерства иностранных дел Исламской Республики Аббас Арагчи в интервью государственному телевидению.
По его словам, это соглашение «утратило эффективность» после возобновления санкций ООН 28 сентября.
«В настоящее время соглашение заморожено, и наше взаимодействие с агентством осуществляется только в рамках закона иранского парламента и через Высший совет национальной безопасности», — сказал Арагчи.
Документ предусматривал гарантии по мирной ядерной программе Ирана и полный доступ инспекций МАГАТЭ к объектам обогащения урана. Арагчи добавил, что республика может вернуться к выполнению соглашения, если получит «справедливые предложения, гарантирующие права иранского народа, и будет определена роль агентства в процессе достижения решения».
Глава МИД также сообщил, что Тегеран больше «не видит оснований» для переговоров с Великобританией, Германией и Францией, поскольку именно эта «евротройка» запустила механизм возобновления санкций ООН, приостановленных в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) от 2015 года. Они включают эмбарго на поставки Ирану вооружений, ограничения его ракетной программы и заморозку активов за рубежом.
По словам Арагчи, Европа утратила свою роль в ядерной проблеме. Что касается США, специальный представитель американского президента Стив Уиткофф недавно заявил о готовности к переговорам, но затем отказался присоединяться к многосторонним обсуждениям с участием европейцев и генерального директора МАГАТЭ Рафаэля Гросси.
«Причина заключалась в следующем: он настаивал, чтобы мы приняли их требования для проведения встречи», — рассказал Арагчи.
Он добавил, что сейчас ситуация зашла в тупик, но «это не означает полного отказа от переговоров» с США.
«Если будет предложено разумное, сбалансированное предложение, основанное на взаимном уважении и учёте интересов иранского народа с позиции равенства, оно, безусловно, будет рассмотрено».
Арагчи подчеркнул, что Иран не откажется от права на обогащение урана, при этом республика готова работать над укреплением доверия и обеспечением прозрачности, чтобы доказать мирный характер своей ядерной деятельности.