Украина является крупнейшим полигоном для тестирования современных технологий. Многим партнерам практический опыт украинцев интересно перенимать.
Об этом в комментарии РБК-Украина сказала первый вице-премьер — министр экономики Юлия Свириденко.
Об инвестициях в Украину
На вопрос о том, каково видение привлечения инвестиций в Украину, учитывая то, что из-за повышения налогов у бизнеса могут начаться проблемы, министр ответила, что «бизнес сознательный и понимает, что без повышения налогов мы не сможем удерживать сектор безопасности и обороны».
«Мы не хотим сдавать ни одного сантиметра нашей земли, а для этого нам нужны ресурсы. К сожалению, международная помощь не может быть направлена на выплату зарплат военным и покупку вооружения. Мы можем финансировать сектор безопасности и обороны исключительно внутренними ресурсами. Поэтому это вынужденный шаг, но нужный», — объясняет Свириденко.
По ее словам, если говорить о привлечении инвестиций, то наиболее интересующие инвесторов сектора — это оборонная промышленность. Поскольку все понимают, что после завершения войны у Украины будет мощная армия, поэтому стране нужно обеспечивать себя вооружением.
«И кроме того, это сильная экспертная позиция. Сейчас Украина, к сожалению, самый большой полигон для тестирования современных технологий. Мы имеем не только теоретические представления об эффективности, но и опыт практического применения, который не имеют другие страны. И для многих партнеров интересно это опыт перенимать», — отметила вице-премьер.
Насчет разминирования, по ее мнению, тоже будет развиваться отрасль. Она рассказала, что это можно увидеть после того, как в Украине активно появляются новые украинские разработки для разминирования.
О заминированных территориях и как это влияет на экономику
По ее словам, до сих пор есть немало аграриев, которые не могут засевать свои поля из-за заминирования. Поэтому начали вестись подсчеты того, как это влияет на экономику, в первую очередь на аграрный сектор.
«Потери ВВП примерно 11,2 млрд ежегодно, по подсчетам Института Тони Блэра…Очевидно, что нам нужно искать возможность как убрать вызовы, которые существуют сегодня и не дают развиваться экономике», — рассказала Свириденко.
Она отметила, что для аграриев сегодня, кроме доступа к финансированию, которое частично решается через программу «5-7-9», есть разные виды поддержки. Впрочем, одна из наибольших потребностей — разминирование сельскохозяйственных земель, а также городов и сел, чтобы дети могли вернуться в школы.
«Мы вместе с Palantir запустили пилотный проект на Харьковщине, чтобы посмотреть как заминирование влияет на локальные общины. Что мы увидели? Например, этот инструмент показал, что более 7000 учеников и 765 учителей находятся в зоне риска на Харьковщине, поскольку потенциально заминированные участки расположены в около 15 км вокруг их школ», — делится Свириденко.
По ее словам, почти половина школ работает офлайн, поэтому разминирование имеет решающее значение для обеспечения безопасности детей.
«Сейчас с Palantir мы уже полноценно запускаем трехмесячный проект в Харьковской области, чтобы системно и глобально исследовать на основе big-data, какие территории должны быть разминированы в первую очередь», — сообщила вице-премьер.
По ее мнению, прогресс в разминировании достаточно быстрый.
«Год назад вместе с партнерами мы встречались на форуме по разминированию в хорватском Загребе. Тогда у нас было 18 операторов, примерно 3 тысячи саперов и 32 машины для разминирования. На сегодняшний день сертифицировано 58 операторов, количество саперов выросло до более 4 тысяч, а в полях работает 98 машин для разминирования» , — добавила Свириденко.
Об экономическом бронировании
На уточнение о том, какие планы сейчас имеет власть по экономическому бронированию, вице-премьер не дала прямого ответа из-за чувствительности вопроса.
«Вы знаете, что это сенситивный вопрос, и я на него буду отвечать больше не как министр экономики, который является главным адвокатом бизнеса. А как вице-премьер, работающий в команде, задача которой обеспечить наш сектор безопасности и обороны. Я считаю, что наша задача — обеспечение армии необходимым ресурсом», — подытожила Свириденко.
Напомним, недавно The Washington Post узнало о новом подходе партнеров к военной поддержке Украины. По информации издания ЕС, постепенно переходит от постоянного донорства Киеву к программе развития в Украине собственного оборонно-промышленного комплекса.
Медиа отмечает, что недавнее решение ЕС выделить 440 млн долларов на оборонную промышленность Украины знаменует собой «значительный сдвиг к подходу блока к войне России». В частности это подчеркивает недостатки оборонного сектора Европейского Союза в производстве оружия и боеприпасов.
Один из европейских дипломатов рассказал WP, что Европа «не в состоянии производить оружие, которое нужно Украине, и самый простой способ для украинцев — сделать это самостоятельно».