Реакция США на требование РФ добросовестно выполнять договоренности о неделимости безопасности негативная. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам телефонного разговора с госсекретарем США Энтони Блинкеном во вторник.
«По ключевому вопросу, который в общем-то и побудил нас обратиться с инициативой к Соединенным Штатам и Североатлантическому альянсу, реакция была негативная. Я имею в виду наши требования о том, чтобы все добросовестно выполняли договоренности о неделимости безопасности, которые были достигнуты в рамках ОБСЕ в 1999 году в Стамбуле и в 2010 году в Астане», — сказал он.
По его словам, полученный на прошлой неделе ответ США на предложения РФ по гарантиям безопасности показал, «что американцы предпочитают концентрироваться на обсуждении тоже по-своему важных, но второстепенных вопросов». В то же время Запад стремится «придать полному забвению» ключевой принцип неделимости безопасности. «Они буквально возводят во главу угла исключительно принцип свободы выбора союзов, полностью игнорируя условие, которое было на высшем уровне согласовано, о недопустимости ущемлять при этом безопасность других государств», — пояснил глава МИД РФ.
«И чтобы этого не произошло, когда мы получили реакции из Вашингтона на наши изначальные предложения, я подробно описал это в отдельном послании и направил его всем министрам иностранных дел государств ОБСЕ и ряду других государств, чтобы они знали нашу позицию», — отметил Лавров. Он добавил, что Москву также тревожит, что и другие страны НАТО, например Франция, «настаивают на необходимости обеспечения безопасности на основе документов, которые предшествовали принятию Стамбульской хартии и Астанинской декларации, и цитируют, в частности, документ парижского саммита ОБСЕ 1990 года, в котором не было требования не укреплять свою безопасность за счет безопасности других».
Министр подчеркнул, что РФ будет настаивать на честном разговоре с НАТО и добиваться объяснения, почему Запад не хочет выполнять свои обязательства. «Сегодня я подтвердил Энтони Блинкену то, что это все-таки тема, которую мы не позволим замотать. И мы будем настаивать на честном разговоре и на честном объяснении, почему свои обязательства Запад выполнять не хочет или хочет выполнять их исключительно выборочно, в свою пользу», — констатировал Лавров.
При этом, по его словам, госсекретарь США согласился, что в вопросе о неделимости безопасности есть предмет для обсуждения с Россией. «Тони Блинкен согласился, что здесь есть предмет для дальнейшего разговора. Посмотрим, как пойдут дела», — сказал министр.
Лавров сообщил, что Москва завершает межведомственное согласование предложений Вашингтона, поступивших в рамках обсуждения вопросов безопасности, о них будет доложено президенту России Владимиру Путину. Он также отметил, что распространенное сегодня сообщение о том, что США якобы получили из Москвы ответ на свои предложения в сфере обеспечения безопасности, связано с недоразумением.
«Сегодня мы действительно услышали сообщение из Госдепартамента США о якобы полученном ответе из Москвы на тот документ, который американцы направили в качестве реакции на наши изначальные предложения о гарантиях безопасности в Европе, — отметил он. — Здесь есть недоразумение».
МИД РФ 17 декабря прошлого года опубликовал российские проекты соглашений о гарантиях безопасности, которые Москва ожидает от Вашингтона и НАТО. Два договора — с США и членами альянса — предполагают среди прочего отказ от расширения НАТО на восток, в том числе отказ от принятия в ее состав Украины, а также введение ограничений на размещение серьезных наступательных вооружений, в частности ядерных. Уже прошли несколько раундов консультаций в различных форматах, однако о каких-то договоренностях пока не было объявлено.
США и НАТО 26 января передали России письменные ответы на предложения по гарантиям безопасности. Американская сторона просила не обнародовать тексты этих документов, однако госсекретарь США Энтони Блинкен и генсек НАТО Йенс Столтенберг перечислили их основные положения. Согласно этим заявлениям, Запад не пошел на принципиальные для России уступки, но обозначил направления для дальнейших переговоров.