общественно-политический
еженедельник

АТЭС: от саммита к саммиту

США пытаются уйти в Азиатско-Тихоокеанский регион

О Межгосударственном форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), как правило, принято вспоминать от саммита к саммиту. Не стал в этом исключением и форум, состоявшийся 12-13 ноября в Гонолулу. Глобальный кризис, который был основной темой саммита, создал предпосылки к изменению раскладов в регионе. С одной стороны, США вцепились в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) из чувства самосохранения, рассматривая регион как опору в преодолении кризиса. Однако, с другой стороны, бурное развитие Китая заставит Вашингтон умерить амбиции в регионе.

Так, еще с 2010 года наметилась тенденция к охлаждению китайско-американских отношений. С тех пор каждый саммит АТЭС сопровождается резкими выпадами между Пекином и Вашингтоном. США, Китай и Россия – основные участники АТЭС, о них сейчас речь.

Во-первых, США. Говоря об АТЭС, нужно не преувеличивать его значения: в конце концов, это не международная организация, у нее нет жесткой организационной структуры (как у ШОС или АСЕАН), и не геополитический проект (как БРИКС или CIVETS). АТЭС – это, прежде всего, бизнес-форум или свободная площадка для переговоров бизнесменов, представляющих 21 экономику азиатского региона.


На этот раз гостей принимал Гонолулу

АТЭС – это прозападная площадка, в которой заинтересованы, прежде всего, развитые страны. Изначально инициатором форума была Австралия в 1989 году, но впоследствии АТЭС быстро вписался в американскую внешнюю стратегию. И сейчас АТЭС стала неотъемлемым инструментом транстихоокеанской интеграции, которая для Вашингтона не менее важна в качестве баланса, нежели Трансатлантические связи с Европой.

С учетом того, что ситуация в зоне евро продолжает ухудшаться, а преодоление рецессии растянется на годы, Америке ничего иного не остается, кроме как сделать ставку в своей антикризисной стратегии на АТР. Причем данный интерес Вашингтона возник отнюдь не сейчас. Напомним, о «возвращении в Азию» Госсекретарь Хиллари Клинтон провозгласила еще в 2009 году, а в 2010-м она сформулировала стратегию для региона под названием «Новый тон». Вашингтон в стратегии наиболее пристальное внимание уделил урегулированию морских споров между «азиатскими тиграми» на южно-китайском шельфе. Спустя еще один год, в 2011-м, президент Барак Обама выдвинул идею создания зоны свободной торговли АТЭС и даже эмоционально назвал себя «тихоокеанским президентом», понимая то огромное значение, которое имеет регион для экономического будущего Америки.


США хотят и здесь доминировать…

США даже готовы уйти из любых других регионов: и из Ирака, и из Афганистана, и даже из Ближнего Востока. Более того, готовы оставить на самоспасение тонущую в кризисе Европу. Но АТР с его самыми динамично растущими рынками – это тот стратегический интерес, от которого Вашингтон не откажется никогда.

В Гонолулу президент Обама обозначил узкий круг стран, которые хотел бы объединить в рамках зоны свободной торговли: Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Малайзия, Чили и Перу. (Добавим сюда также Южную Корею, с которой США уже создали ЗСТ.)

Аналогичная ситуация и с «шенгеном АТЭС» – при декларируемых призывах к максимальному упрощению визового режима и правил регистрации в аэропортах на практике воспользоваться такими послаблениями смогут не более 100 тысяч бизнесменов (по оценкам экспертов).


Юань волнует всех, но больше всего – доллар…

Во-вторых, Китай. Динамично растущий, он является основным конкурентом ослабевшей гегемонии Америки в регионе. В Гонолулу президент Обама не обошелся без очередных пакостей в адрес Китая. Например, помимо «дежурного» призыва не занижать юань, Обама обвинил КНР в неких «интеллектуальных кражах».

Ко всему отметим, что основная идея саммита также была сформулирована с антикитайской подковыркой – США выдвинули многозначительное требование соблюдения «зеленых стандартов» в производстве. Что, в свою очередь, дает простор для критики китайского качества, а также для критики экологической политики КНР. Правда, Пекин тоже не заставил себя ждать с ответом, выставив встречный вопрос: «А что есть критерием экологически чистого продукта?».

Основная идея, сформулированная, в свою очередь, Китаем, – призыв к выработке концепции инновационного развития. Об этом прямо заявил председатель Ху Цзиньтао в своем выступлении на саммите, и с этой идеей Китай идет в мир.


Обама предложил, Ху сказал, что подумает…

Сфера наиболее приоритетных интересов Китая в АТЭС: 1) морское доминирование в АТР и лидерство Шанхайского международного финансового центра в регионе (в том числе, урегулирование споров с Кореей и Японией); 2) урегулирование тайваньского вопроса и мирное объединение страны и 3) сохранение союзнических отношений с Вьетнамом, являющимся фактическим лидером региона АСЕАН.

В-третьих, Россия. Она – важный игрок АТЭС. Тем более что следующий саммит 6-8 сентября 2012 года на правах хозяина примет российский Владивосток.

Кстати, Америка своими инициативами, их антикитайским настроем, поставила РФ в сложное положение. Будет ли Москва придерживаться преемственности саммитов и как сможет выкрутиться из этой преемственности? Что Россия, со своей стороны, предложит для развития международного форума?

Российские высокопоставленные должностные лица на сей счет уже приоткрыли тайну. Так, президент РФ Дмитрий Медведев подчеркнул: приоритеты председательства РФ будут основываться на нацинтересах. Министр экономразвития Эльвира Набиуллина, в свою очередь, отметила: повестка саммита-2012 будет отражать специфику России.


Дмитрий Медведев и Барак Обама почти что прощаются…

В Гонолулу Россия проявила интерес на уровне двусторонних встреч к таким странам: США, Япония, Малайзия, Чили и Перу.

Итак, в завершение сделаем ряд выводов: АТЭС, просуществовавший в нынешнем формате уже более двадцати лет, сейчас явно тяготит США, которые заинтересованы сколотить свой собственный узкий круг внутри форума.

В то время как саму формальную АТЭС спихнуть на Россию, пытаясь ублажить ее геополитические амбиции. Правда, при этом нужно учитывать, что в политике РФ тоже изменятся приоритеты. В конце концов, сотрудничество в рамках АТЭС изначально было приоритетом Дмитрия Медведева, предпочитавшего делать ставку на Японию–Корею. В то время как Владимир Путин, в большей степени склоняется к сотрудничеству с ШОС и ставке на Китай.


Пока так и останется…

Помимо отстаивания экономических интересов, США в азиатском регионе также выстраивают антикитайские плацдармы сдерживания. И в этом плане намечаются два фронта противостояния: 1) корейский фронт – в Северо-Восточной Азии и 2) битва за шельф (при активном участии Китая, Тайваня, Вьетнама, Филиппин и некоторых других участников).

P.S. Справка: АТЭС – межгосударственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На долю участников АТЭС приходится около 54% мирового ВВП, 44% оборота международной торговли, более 40% объема прямых иностранных инвестиций и около 40% населения мира. Участниками АТЭС являются 21 страна и территория: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. С учетом специфики, обусловленной участием в АТЭС Тайваня и Гонконга, в Форуме принято называть его членов «экономиками».

В 1998 году одновременно со вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу было принято решение о введении 10-летнего моратория на дальнейшее расширение членского состава Форума, который в 2010 года был продлен на неопределенный срок. Заинтересованность в присоединении к АТЭС проявляют Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор.

Игорь ШЕВЫРЕВ




При повному та частковому використанні матеріалів посилання обов'язкове.