общественно-политический
еженедельник

Высший пилотаж Амет-Хана Султана

Он отважно воевал за себя, за Родину и за свой народ

Сегодня на Украине раздаются голоса с предложениями в правовом порядке исключить из официальных документов и учебников по истории термин «Великая Отечественная война», однако война эта была для нашего народа воистину и Великой, и Отечественной. И ее так же не изымешь из нашей исторической памяти, как не отменить словосочетания и образы «блокада Ленинграда», «Курская дуга» и «Сталинградская битва». Следует отдать должное нынешнему руководству Министерства образования и науки Украины, которое возвратило в школьные и вузовские программы по истории укорененное у нас название...

...То есть «Великая Отечественная война» наряду с термином «Вторая мировая война». Общественность позитивно отметила также усилия нынешнего правительства Украины по увековечению памяти прославленных героев Великой Отечественной войны.

В столице Украины городе-герое Киеве 1 мая 2013 года прошла торжественная церемония открытия памятников Амет-Хану Султану и Георгию Береговому – дважды Героям Советского Союза, выдающимся летчикам. Расположены памятники в парке Славы, на формируемой Аллее Воинской Славы.


Амет-Хан и сестра Фатма 1924 год

Бюсты выполнены в стиле памятника летчику-асу Ивану Кожедубу, с которого берет начало будущая аллея. Открытие Аллеи Славы приурочено к 70-летию освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков. В церемонии открытия памятников принимали участие премьер-министр Украины Николай Азаров, председатель Киевской городской администрации Александр Попов и другие официальные лица. Были приглашены и представители землячества крымских татар. «Трудные моменты в истории любой страны могут быть, трудные ситуации, когда очень многое зависит от патриотической позиции каждого человека, – сказал Азаров. – Кто-то отсидится, кто-то спрячется, а кто-то же должен пойти и защищать страну. И оттого, какое соотношение, зависит – либо страна выстоит, либо развалится».

Всего на Аллее Славы к 2015 году планируется установить 14 памятников выдающимся героям Великой Отечественной, родившимся на Украине. Среди них будут Иван Черняховский, Павел Рыбалко, Сидор Ковпак. Среди привычных по звучанию для жителей Украины имен и фамилий выделяется Амет-Хан Султан.

* * *

В Интернете встречаются и манкуртизированные противники установки памятника в Киеве дважды Герою Амет-Хану. «На кой черт киевлянам алупкинский татарин, который ни одного полета, боя не совершил над Киевом и в защиту Киева, а всю жизнь провел в РСФСР?», – пишет один из дремучих интернет-пользователей. На это хочется ответить резко, но приведем цитату из воспоминаний Расула Гамзатова, народного поэта Дагестана: «Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать – татарка... Дагестанцы считают его своим героем, а татары – своим. «Чей же ты?», – спросил я его однажды. «Я герой не татарский и не лакский, – ответил Амет-Хан. – Я – Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?».


Амет-Хан Султан «в работе»

Родился Амет-Хан Султан 25 октября 1920 года (по другим данным 20 октября) в известном городке Алупка на южном берегу Крыма. Отец – Султан Амет-Хан, по национальности лакец, родившийся в дагестанском ауле Цовкра, в Крым приехал на заработки и решил остаться жить в Алупке, где нашел себе жену – крымскую татарку Насибе. Первого сына назвали в честь отца – Амет-Ханом. Позже родилась дочь Фатиме (увы, едва дожила до четырех лет) и сын Имран.

С самого детства Амет-Хан восхищался авиацией. Он представлял, как летает среди птиц, над вершиной горы Ай-Петри. Отучившись семь классов в средней школе №1, будущий ас поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище Симферополя. Наряду с этим юноша посещал симферопольский аэроклуб. Стремление к небесам сделало Амет-Хана одним из лучших, и юноша был направлен в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. В поселке городского типа Кача (ныне в Нахимовском районе Севастопольского горсовета) Султан впервые увидел боевые истребители, которые произвели на него сильное впечатление. Весь период учебы Амет-Хан вспоминал родной аэроклуб и писал письма своему инструктору Петру Мефодиевичу Большакову.

Летное училище он закончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта. В выпускном аттестате была написана краткая характеристика: «Летает отлично и с большим желанием, усваивает летную практику быстро и точно. В воздухе смел и настойчив, инициативен и вынослив». Для дальнейшей службы Амет-Хан был направлен в Белоруссию, в Бобруйск. Довольно скоро его перевели в 4-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа, расположенного под Кишиневом. Летал на машинах И-15 и И-153.


«Харрикейн», Як-1, Як-7Б, Bell P-39 Airacobra, Ла-7 – на всем летал отважный летчик

В первый день Великой Отечественной войны Амет-Хан выполнил несколько боевых вылетов разведывательно-штурмового характера. Дальнейшие вылеты были уже на юге Украины, а осенью 1941 года Амет-Хан участвовал в операциях под Ростовом-на-Дону.

Зимой 1942 года в полку появилась новая техника – британский «Харрикейн IID», оснащенный 40-мм пушкой, уверенно показавшей себя в борьбе с бронетехникой. Именно на нем Султан одержал свою первую воздушную победу.

В марте 1942 года 4-й авиационный полк находился в составе Ярославского ПВО. В одном ожесточенном бою с вражеской авиацией «Харрикейн» Амет-Хана быстро израсходовал боезапас, наш летчик пошел на таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88», ударил врага снизу своим левым крылом. При столкновении «Харрикейн» застрял в горящем «Юнкерсе». Амет-Хан выбрался из кабины своего самолета, падающего «в объятиях» неприятельской машины, и спустился на землю на парашюте.


Именные часы Амет-Хан Султана

Этот подвиг прославил воина. Спустя несколько дней его пригласили в Ярославль, где на Советской площади (на которую для всеобщего обозрения были выставлены остатки «Юнкерса») Комитет обороны города наградил героя грамотой, именными часами и присвоил звание «Почетный гражданин города Ярославля». За этот подвиг Амет-Хан 24 августа 1943 года будет награжден первой медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Летом 1942 года летчик пересел на отечественную технику – под Воронежем летал на машине Як-1, а в период Сталинградской битвы – на Як-7Б. Под Сталинградом Султан был включен в состав легендарного 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в котором служили наши легендарные летчики Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко (будущие дважды Герои Советского Союза), Иван Борисов и Борис Еремин (будущие Герои Советского Союза). В жестоких схватках в небесах Сталинграда Амет-Хан был сбит, но снова спасся на парашюте.

С октября 1942 года Султан был назначен на должность командира 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного полка. В этой должности он воевал до конца войны.


Амет-Хан на крыле ЯК-1. 1943 год

Амет-Хан осваивал новые машины. Сначала – американскую Bell P-39 Airacobra, которая неплохо показала себя в боях при освобождении Ростова-на-Дону, выдержала тяжелые бои в воздушном пространстве Кубани, повергала врагов в Таганроге и Мелитополе.

В 1944 году Султан в паре с Героем Советского Союза Иваном Борисовым сумел принудить к посадке на свой аэродром немецкий самолет Fieseler Fi 156 Storch. Амет-Хан быстро освоил вражескую технику. Летом 1944 года ас пересел на один из лучших фронтовых истребителей Ла-7, на котором проводил успешные бои в Восточной Пруссии. Последний бой Амет-Хан провел уже в Берлине, сбив Focke-Wulf Fw 190 Wurger близ аэродрома «Темпельхоф».

Всего Амет-Хан Султан провел 603 боевых вылета, воздушных боев ас провел 150, в ходе которых сбил лично 30 (!) вражеских самолетов, а в составе группы – еще 19. 26 июля 1945 года майор Амет-Хан Султан был награжден второй медалью «Золотая Звезда».


Памятник Амет-Хану Султану в Ярославле

После войны летчик попробовал учиться в Военно-воздушной академии, но весной 1946 года ушел из нее и поступил на работу в летно-исследовательский институт имени Михаила Громова в городе Жуковский.

* * *

В 1951 году получил звание летчика-испытателя 1 класса. Испытывал экспериментальные модели – истребитель-перехватчик И-320, пробовал на прочность КС-1 «Комета». Принимал участие в тестировании катапульты, разрабатывал дозаправку самолетов в воздухе. В феврале 1953 года был удостоен Сталинской премии 2-й степени. В 1958 году на самолете НМ-1 поднялся в стратосферу – со скоростью, значительно превышающей скорость звука. Принимал участие в подготовке космонавтов, создавал на борту состояние невесомости около 6 минут, что до сих пор является рекордом. За 25 лет работы испытал более 100 видов летной техники, проведя в воздухе 4237 часов.

Летчик-испытатель Игорь Шелест в книге мемуаров «Лечу за мечтой» вспоминал: «О Султане поначалу трудно было что-либо сказать. В ожидании полетов он мог часами молча простаивать у окна летной комнаты, устремив взгляд в даль убегающей к горизонту взлетной полосы. При этом много курил. Услышав позади себя смешную реплику, мог почти бесшумно рассмеяться. Попытки расспросить его о фронтовой работе оканчивались примерно такой фразой: «Понимаешь, ничего интересного. Муть какая-то в башке осталась и бесконечная стрельба… Есть погода, нет погоды. Дождь – солнце, дождь – солнце. Дождь – нары в землянках. Солнце – опять к вечеру двух-трех недосчитались… Муть и только, ничего интересного».


Бюст установлен в крымском городе Алупка (на бульваре Амет-Хана Султана). Открыт в конце 1950-х годов

Амет-Хан Султан погиб 1 февраля 1971 года во время испытания мощного двигателя ЛЛ ТУ-16. Вместе с летчиком погибли еще четыре человека. Герой похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Но человек не умер, если о нем помнят. В 1975 году Амет-Хан навсегда был занесен в списки воинской части 21842.

Бюст героя, выполненный из бронзы, установлен и в Алупке, есть мемориальная доска в Дагестане, в городе Каспийске. Его именем названа горная вершина в Дагестане, улица в Алупке, Жуковском и Волгограде. В Махачкале в честь героя назван проспект. Также его имя носят две школы – 27-я в Махачкале и 8-я в Каспийске. Есть инициатива назвать его именем аэропорт в Симферополе.

* * *

Пример ярчайшей судьбы Амет-Хана ломает овладевшую некоторыми умами сегодняшнюю тенденцию возрождения совсем иных страниц в жизни крымских татар. Сам же дважды Герой Советского Союза всячески пытался вернуть выселенных с родных земель крымских татар, обвиненных в пособничестве фашистам. В 1956 году вместе с несколькими деятелями и партийными работниками Крымской АССР подписал письмо, направленное в Центральный Комитет КПСС с просьбой о реабилитации его соотечественников.


Памятник Амет-Хану Султану на Аллее героев в Киеве. 2013 год

Амет-Хан в документах всегда указывал свою национальность. Ему частенько говорили, что если бы он сменил свою национальность на другую, то многие проблемы в его жизни пропали бы сами собой. Однако он не шел на компромиссы. «У мужчины одно слово должно быть. Сказал – татарин, значит татарин», – говорил он.

Сегодня в Крыму проявляются неприятные тенденции – лидер крымско-татарского меджлиса Мустафа Джемилев вместе с депутатом фракции «Курултай-рух» в Верховной Раде пытаются провести масштабную кампанию по увековечиванию памяти «сына крымско-татарского народа» Дженгиза Дагджи, оберштурмфюрера боевой группы «Крым» Восточно-тюркского соединения СС. Уже привезены в освобожденный от фашизма Крым в годы Великой Отечественной войны некоторые личные вещи Дагджи, которые якобы послужат экспонатами в музее «героической борьбы» крымских татар с «кровавым совком» и его жестоким режимом. Это уже не первый случай – несколько лет назад в Бахчисарае перезахоронили останки дезертира РККА, ставшего потом обер-лейтенантом Туркестанского легиона и оберштурмфюрером SS-Waffengruppe Krim. Останки коллаборациониста спецрейсом турецких авиалиний были перевезены из Лондона, где он жил с 1946 года, в Анкару, а затем – в Симферополь. Что примечательно и удивительно, в мероприятии участвовали тогда и представители Совета министров АР Крым, а также деятели представительства президента Украины. Потом они, правда, уверяли, что их туда «заманили».

Олег Родивилов, экс-депутат Верховного Совета Крыма, указал, что на сайте крымско-татарской библиотеки имени Гаспринского, входящей в систему Минкульта АРК, была публикация «Дженгиз Дагджи. Штрихи к портрету», «в которой недвусмысленно звучали антирусские, пронацистские призывы».


Интернет-демотиватор. Хотят, чтобы было так и чтобы помнили так...

Разумеется, все эти деяния особо приветствуются и поддерживаются нацистским ВО «Свобода» Однако и сам Джемилев, и его пособники стараются обходить тему военных преступлений, бесчинств и геноцида, сотворенных их «героями», предательски перебежавшими на сторону врага. Например, сожжение дотла 127 крымских поселений, осуществленное совместно с германскими карателями. Не забудем также, что «крымской Хатынью» называют селение греков Лаки, сожженное вместе с жителями татарским подразделением СД. По данным историков, количество жертв мусульманских карательных батальонов среди мирных жителей и партизан Крыма в тысячи раз превышает смертность самих татар в результате депортации их в Узбекистан.

* * *

А мы непременно вспомним подлинных героев Великой Отечественной войны, представителей крымско-татарского народа. Звания Героя Советского Союза были удостоены старший сержант Узеир Абдураманов, полковник Фетислям Абилов, гвардии полковник Абдураим Решидов, старший сержант Сейтнафе Сейтвелиев, гвардии майор Абдуль Тейфук, старший сержант Сейт-Ибраим Мусаев, генерал-майор Исмаил Булатов, генерал Абляким Гафаров. Полными кавалерами ордена Славы стали старший сержант Сейт-Неби Абдураманов и гвардии старший сержант Насибулла Велиляев,

Вспомним и руководителя крымской подпольной организации Абдуллу Дагджи – «дядю Володю». В Великой Отечественной войне в составе Красной армии участвовало около 60 тыс. крымских татар, 17 тыс. – в партизанском движении, 7 тыс. вело борьбу с фашистскими захватчиками в подполье, а около 20 тыс. было отправлено в рабство в Германию.


Памятная доска Амет-Хану на Симферопольском вокзале, где будущий герой работал в паровозном депо в 1938-1939 годах

И хотя сегодня, как видим, татарские националисты Крыма срастаются в своей антирусской ненависти со «свободовцами», создавая угрозу раскола нашего пространства по оси Крым – Западная Украина – Прибалтика, общественность убеждена: на Украине фашизм – не пройдет!

Михаил ХУСТОЧКА, «Одна Родина»




При повному та частковому використанні матеріалів посилання обов'язкове.