велта22

Золотой век Китая

Юань потеснит доллар на мировых рынках

Динамичный экономический подъем Китая, наблюдающийся в последние десятилетия, в конечном итоге, когда-то должен был дать свой результат. Как во внутренних преобразованиях страны, так и в усилении Китая на международной арене. Во внутренней сфере китайский бум материализовался в росте социальных стандартов. Сначала китайцы работали на страну, а потом окрепшая страна отблагодарила своих тружеников ростом их благосостояния. Повышение зарплат в КНР началось в конце 2009 года, в среднем на 20% по всей стране, и этот процесс еще не закончился.

А с 2011 года, когда стартовала 12-я пятилетка, «социализация» продолжилась в улучшении систем пенсионного и медицинского обеспечения. В свою очередь, рост доходов граждан повлек за собой также последствия в инвестиционной политике. Китай стал придирчив к инвестициям. Те «инвесторы», которые только паразитировали на дешевизне рабочей силы и хищнически относились к экологии, были вынуждены сразу уйти из КНР. Пекин настоятельно потребовал от инвесторов больше инноваций и только передовые технологии. Больше всего от такого повышения «планки» пострадали инвесторы из Японии и США, многие из которых уже свернули свои низкотехнологичные производства.

Во внешней политике
– рост Китая неизбежно приведет к столкновению с США. Китай вытеснит Америку из Азиатского региона. А юань, в свою очередь, заставит подвинуться на мировых рынках доллар. Кстати, Вашингтон уже не раз публично высказывал свою озабоченность по поводу столь стремительного роста Пекина. И пытается выстраивать новую контрстратегию.

По сути, началом «выхода в свет» Китая стала Олимпиада-2008. Красивый праздник, когда миллионы гостей воочию увидели разительные перемены, произошедшие в Китае в результате упорного труда миллионов тружеников. Последовавший затем глобальный кризис подтолкнул Пекин еще активнее и решительнее подстраиваться под меняющуюся мировую обстановку. Так, дабы застраховаться от рисков в торговле, к октябрю 2008 года Пекин создал свои первые 8 ЗСТ (с Пакистаном, Новой Зеландией, Чили, Перу, Коста-Рикой и другими).


Юань покрывает доллар, как бык овцу. И вытесняет из Азии

С апреля 2009 года, пока только в качестве эксперимента, стартовал отказ от доллара. Эксперимент распространялся на 4 основных экспортно-ориентированных города КНР – Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай и Донгуан, переведших контракты со своими иностранными партнерами в национальные валюты. Но к середине 2010 года уже все провинции КНР в расчетах с иностранцами не использовали доллар.

Отказ от доллара наблюдается не только на провинциальном, но и на межгосударственном уровне. С 2009 года в приграничной торговле на юань и рубли перешли Пекин и Москва, а спустя еще год они также договорились о биржевой торговле своими валютами. Кроме того, на бездолларовые расчеты Пекин перешел в торговле с Бразилией, со странами АСЕАН, Латинской Америкой, Ираном, а сейчас процесс нашел распространение в Африке.

В начале 2011 года Мировой банк впервые выпустил юаневые облигации. Спустя еще несколько месяцев, в апреле, в Гонконге было проведено первое размещение юаневых IPO.


С русскими Китай не только говорит по-русски, но и торгует в рублях


В конечном итоге, Китай закономерно потребовал от МВФ дать юаню статус свободно конвертируемой валюты. Но Фонд не спешит, советует еще чуть-чуть поработать, продолжить дальше укреплять юань. Хотя валютный курс «жэньмыньби» (так еще называется юань), начиная с 2005 года, уже претерпел серьезную корректировку. Номинальный курс к доллару вырос на 30%, а к евро – на 16,7%. Но если учесть разницу в темпах инфляции в КНР и США, реальная ревальвация юаня превысила 40%. И в настоящее время курс «жэньминьби» уже приближается к своему сбалансированному показателю.

Переломным моментом можно считать декабрь 2011 – май 2012 года. В декабре – Пекин и Токио договорились торговать без доллара. А в мае – крупнейшие «азиатские тигры» (Китай, Япония, Корея) заявили о намерении создать общую зону свободной торговли. Потеря Японии для американской экономики станет наиболее чувствительной и заставляет Вашингтон делать решительные шаги к конфронтационному сценарию, чтобы хоть как-то попытаться сломать негативную для него тенденцию.

Китай, в свою очередь, свой судьбоносный шаг против доллара делать не спешит. Тем более что больше всего Пекин сейчас озабочен главной проблемой: как быть в случае возможного обвала зоны евро при сохраняющейся опасной нестабильности США и отсутствии у Китая прочной «точки опоры» для самостоятельного плавания?


Китай хочет твердости, а не призрачности евро…

Пекин уже перепробовал многие средства: вложения в недвижимость – привели к надуванию пузырей, вложения в ресурсы – усилили конкуренцию в мире. Несколько дней назад китайские мудрецы в комментарии газете «Жэньмынь Жибао» дали новую рекомендацию – увеличить запасы золота в стране в шесть раз – до 6000 тонн. Для сравнения: на данный момент этот показатель составляет 1054 тонны (1,6% всех резервов КНР или шестое место в мире).

Разумеется, такая золотая цель Пекина – долгосрочная стратегия. Ибо даже при всем желании скупить 6000 тонн золотого металла не получится и за несколько лет. С учетом того, что данная «планка» больше, чем в два раза превышает объемы нынешней золотодобычи.

Однако посмотрим, к чему все это может привести. Прежде всего, можно поздравить «держателей» мирового рынка золота. Во-первых, гарантирован высокий спрос на золото на долгие годы вперед. Во-вторых, наверняка примеру Китая последуют ряд других стран. В-третьих, при стабильно высоком спросе цены не только не снизятся, но могут еще больше вырасти. Даже с нынешних рекордных отметок. То есть налицо ощутимая выгода для Лондона и транснационального капитала.


Китай уже четко знает, с кем ему бороться…

Второй выгодоприобретатель, как ни странно, Америка. Для нее главный выигрыш – время. То есть до тех пор, пока Пекин будет повышать свою устойчивость, скупая золото мира, Вашингтон, в свою очередь, попытается выстроить новые сдержки китайского роста. Потому как на Западе вряд ли согласятся когда-то остаться без золота, подобно тому, как Китай сейчас скупил «все» доллары.

В-третьих, у Китая получается неплохо маневрировать на противоречиях между Вашингтоном и Лондоном, оставаясь в разной степени полезным для каждого из этих игроков. Сейчас, например, как видим, ситуативная «связка» Китай–Британия смогла в очередной раз переиграть США.

С одной стороны, Китай помог Лондону: 1) низверг «сверхдержавность» Америки; 2) ударил по доллару; 3) вложился в недвижимость и золото. С другой стороны, Лондон помог Китаю: 1) укрепиться в азиатском регионе; 2) заморозить на некоторое время тибетскую и уйгурскую проблемы; 3) дать санкцию на некоторое укрепление позиций юаня.


У США есть еще призрачный шанс подняться и отсрочить конец…


В принципе, стратегически Лондону выгодно, чтобы пока все сохранилось так, как есть. Одна мировая империя низвергнута – новые империи на горизонте не просматриваются. Дракон и «дядя Сэм» сцепились друг с другом в мертвую хватку, взаимопожирая друг друга. А для Лондона при таком раскладе есть хороший шанс укрепить собственное влияние. Вплоть до возрождения Британской неоимперии…

…Однако еще не сделал свой ход Вашингтон, который попытается поквитаться за золотой китайско-британский «кидок»...

Игорь ШЕВЫРЕВ