велта22

На благо родины

Красные кхмеры объяснили геноцид в Камбодже вьетнамской угрозой

Чрезвычайный трибунал по Камбодже (ECCC) начал слушания по «второму делу» лидеров красных кхмеров, обвиняемых в геноциде, преступлениях против человечности, принудительном переселении людей, убийствах и пытках. Ближайший соратник лидера Демократической Кампучии, «брат номер два» Нуон Чеа, во вторник, 22 ноября, изложил суду свое видение истории свободной Камбоджи. Режим красных кхмеров, установивший 17 апреля 1975 года в камбоджийском королевстве коммунистическую диктатуру аграрного толка, запретивший иностранные языки, религии и валюты, просуществовал почти четыре года…

…Пока в январе 1979 года не был свергнут вьетнамскими войсками. По версии ООН, за годы пребывания у власти Пол Пота в стране от голода, болезней и нищеты погибли и впоследствии были захоронены на «полях смерти» около двух миллионов человек (до четверти населения страны). Десятки тысяч «врагов народа» были замучены в тюрьмах и лагерях.

Сам Пол Пот до трибунала, учрежденного в 2003 году, не дожил. После свержения режима красных кхмеров он почти 20 лет скрывался в джунглях, но в 1997 году был схвачен и вскоре умер от сердечной недостаточности. Отвечать за гибель миллионов камбоджийцев перед трибуналом выпало пяти соратникам диктатора: «брату номер два» Нуон Чеа, бывшему председателю президиума правящей партии (он же «брат номер пять») Кхиеу Сампхану, бывшему главе кампучийского МИДа Иенг Сари, его жене и экс-министру по социальной защите Иенг Тирит, а также главному палачу камбоджийских маоистов, бывшему преподавателю математики Канг Кек Леу.


Канг Кек Леу. Фото (c)AFP

Дело Канг Кек Леу (также известное как «первое дело» красных кхмеров) трибунал выделил в отдельное производство. Слушания по преступлениям палача Пол Пота начались в феврале 2009 года и завершились летом 2010 года. 67-летнего Канг Кек Леу приговорили к 35 годам лишения свободы. Вскоре из-за процессуальных нарушений срок его заключения был сокращен до 30 лет, а потом и вовсе до 19 лет. Суд учел, что на момент вынесения приговора Канг Кек Леу провел за решеткой 11 лет.

Канг Кек Леу фактически стал единственным из лидеров красных кхмеров, полностью признавшим свою вину. На это, судя по всему, повлияло то, что за те 20 лет, пока палач Пол Пота скрывался в джунглях, он, ранее убежденный атеист, обратился к христианству. На суде Канг Кек Леу всячески давал понять, что примет любое наказание за совершенные им преступления. А по версии следствия, бывший начальник тюрьмы "Туол Сленг" был лично причастен к гибели свыше 40 тысяч заключенных.

«Второе дело» красных кхмеров, пожалуй, менее однозначно. В отличие от Канг Кек Леу, четверо обвиняемых не оставили после себя подробной документации о проведенных пытках и совершенных убийствах. И судят приближенных Пол Пота, по сути, за то, что они стояли во главе преступного режима.


«Брат номер два» Нуон Чеа

Здесь стоит отметить, что до ноябрьского суда дотянули лишь трое из четырех обвиняемых – 85-летний Нуон Чеа, 80-летний Кхиеу Сампхан и 86-летний Иенг Сари. Иенг Тирит участия в слушаниях принимать не будет. Ранее медики диагностировали у 79-летней женщины слабоумие и признаки болезни Альцгеймера. Остальные подсудимые заявили, что готовы предстать перед правосудием, однако своей вины не признают.

«Второе дело» красных кхмеров трибунал решил рассматривать в несколько этапов, разделив вменяемые подсудимым преступления по группам: сначала обвинения в принудительном перемещении камбоджийцев из Пномпеня и других городов в сельские районы, а затем отдельно обвинения в геноциде, пытках, преследовании по религиозным мотивам и убийствах.

21 ноября трибунал начал слушания по первому этапу «второго дела». За три дня заседаний перед судом выступили представители обвинения и сами подсудимые. 5 декабря трибунал начнет заслушивать показания свидетелей с обеих сторон процесса.


Заключенный в красно-кхмерской тюрьме

В своей речи обвинители назвали троих подсудимых «похитителями времени и обыкновенными убийцами целого поколения камбоджийцев». По словам прокурора Эндрю Кейли, обладая всей полнотой власти в стране, лидеры красных кхмеров решали, кому жить, а кому умереть. "Обвиняемые не могут подтвердить того, что не знали о происходивших в стране преступлениях и не могли их предотвратить», – заявил Кейли.

Выслушав версии обвинения, суд предоставил возможность высказаться «брату номер два» Нуон Чеа и двум другим обвиняемым. Как пишет The Phnom Penh Post, свое выступление Нуон Чеа превратил в своего рода «урок истории», изложив свое видение событий 30-летней давности. По словам «брата номер два», он давно ждал возможности поведать своему «любимому камбоджийскому народу» о том, что в действительности произошло в годы кампучийской диктатуры.

По версии Нуон Чеа, за всеми бедами камбоджийцев стоит Вьетнам, который с 1930 года пытался любыми способами уничтожить народ кхмеров. По его словам, экспансия вьетнамских агрессоров продолжается и по сей день в виде нелегальной иммиграции в Камбоджу. Соседство двух стран бывший лидер красных кхмеров сравнил с питоном, пожирающим оленя.


Типичная картинка для тюрьмы «Туол Сленг»

Именно вьетнамская агрессия и стала причиной всех бед Демократической Кампучии, уверен Нуон Чеа. Камбоджа, по его словам, нуждалась в немедленном освобождении от вьетнамского колониализма. «Мы хотели освободить Камбоджу от участи прислуги для других стран, хотели построить в Камбодже чистое и независимое общество, не прибегая при этом к убийствам и геноциду», – пояснил обвиняемый.

Вторым виновником бед народа кхмеров Нуон Чеа считает США, устроившие в 1969 году бомбардировки Камбоджи и приведшие к власти в стране режим Лон Нола. Большинство камбоджийцев новую власть ненавидели, уверен Нуон Чеа. По мнению «брата номер два», именно простой народ, а не лидеры красных кхмеров, стоит за расправой над членами оккупационного правительства Лон Нола.

Массовую депортацию людей из Пномпеня и других городов в сельскую местность после свержения проамериканского режима Нуон Чеа объяснил обилием в стране предателей и "врагов народа". Вместе с тем в зале суда продемонстрировали отрывок видеозаписи с интервью Нуон Чеа, записанным для документального фильма «Враги народа» («Enemies of the People»), в котором «брат номер два» признает необходимость убийства «предателей» во имя свободы Камбоджи от захватчиков. «Мы убивали не многих, лишь плохих», – утверждает он в ходе интервью.


Вскрытые братские могилы на одном из «полей смерти» в Камбодже. Фото (c)AFP

Кхиеу Сампхан, который, как сообщалось ранее, якобы начал сотрудничать со следствием, на судебных слушаниях признать свою вину категорически отказался, назвав все обвинения «сказками». Вторя словам Нуон Чеа, он изложил романтическую версию революции красных кхмеров, стремившихся к установлению в Камбодже счастливого коммунистического будущего. По его словам, в годы Демократической Кампучии коммунизм давал надежду миллионам людей. И если бы не агрессия Вьетнама, этим надеждам, по мнению Кхиеу Сампхана, суждено было сбыться.

Третий обвиняемый, прикованный к инвалидной коляске Иенг Сари, в ходе слушаний в очередной раз потребовал освободить его из-под стражи. Защита бывшего главы кампучийского МИДа настаивает на том, что король Камбоджи Нородом Сианук помиловал Сари еще в 1996 году. Обвинение факт помилования признает, но утверждает, что король своей волей освободил бывшего министра лишь от смертной казни, но не от уголовной ответственности.


Одна из экспозиций тюрьмы «Туол Сленг»: все, что осталось от жертв…

Несмотря на все красноречие обвиняемых, сообщает Agence France-Presse, слова бывших лидеров красных кхмеров не убедили родственников убитых в 1970-х камбоджийцев. Здесь можно возразить, что из очевидцев зверств красных кхмеров в живых практически никого не осталось, да и на память престарелых фигурантов процесса рассчитывать особенно не приходится. Но говорить о непричастности верхушки революционной Кампучии к гибели миллионов камбоджийцев не менее абсурдно.

Неизвестно, признают ли бывших соратников Пол Пота виновными по всем пунктам обвинения, как неизвестно и то, доживут ли 80-летние старики до конца процесса. В любом случае для Камбоджи суд над лидерами Демократической Кампучии носит сугубо символический характер…

lenta.ru

Алексей МИХАЛЕВ, «Лента. Ру»